18 апреля 2023 года в рамках II Международной Ассамблеи Российской академии образования «Педагог и время» прошло заседание секции ИНЦ РАО, на которой были представлены результаты деятельности ключевых научных направлений наших сотрудников.
Проректор ИвГУ И.Н. Смирнова дала общую оценку деятельности ИНЦ РАО обосновала актуальность и своевременность проводимых центром исследований. Затем профессор кафедры НППО ИвГУ Т.А. Воронова и ректор университета А.А. Малыгин выступили с докладом «Педагогическая наука в университете: вчера, сегодня, завтра», рассказав о становлении и развития научно-исследовательской деятельности в ИвГУ, а также известных ученых и их достижениях.
Ведущие научные сотрудники ИНЦ РАО, доктора и кандидаты наук, представили свои научные школы и результаты проведенных исследований, а также обозначили перспективы дальнейшей работы. Так, научное направление «Комплексные исследования развития физических, социальных и психологических ресурсов человека в системе образования» представили Т.В. Карасёва и С.В. Толстова; презентацию научного направления «Подготовка педагогических кадров и специалистов по адаптивной физической культуре к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в безопасной образовательной среде» осуществил директор Шуйского филиала ИвГУ А.А. Михайлов; научное направление «Мультилингвальное развитие личности в системе непрерывного образования» представила А.А. Прохорова – и др.
20 апреля 2023 года в рамках третьего дня II Международной Ассамблеи РАО на 6 площадках прошло открытое расширенное заседание РАО.
Представители Ивановского центра РАО Малыгин Алексей Александрович (ректор ИвГУ, руководитель ИНЦ РАО), Сотова Ирина Алексеевна (зав. кафедрой «Отечественная филология» ИГН ИвГУ, д-р пед. наук, профессор; исполнитель исследовательских проектов РНЦ РАО) и Прохорова Анна Александровна (д-р пед. наук, профессор кафедры НППО ИвГУ; исполнительный директор ИНЦ РАО) приняли активное участие в заседаниях.
На заседании Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО выступил А.А. Малыгин с докладом «Целевые ориентиры современного оценивания в условиях трансформации образовательного пространства», подняв проблему лавинообразного развития информационных технологий и их влияния на образовательное пространство. «В этих условиях научное сообщество должно предложить различные решения, позволяющие активно влиять на формирование в интересах государства, общества и человека единого образовательного пространства», – отметил ректор ИвГУ.
Алексей Александрович предложил обсудить подходы и модели, обеспечивающие получение надежных и валидных оценок в аттестационных процедурах, определить целевые ориентиры современного оценивания. Руководитель ИНЦ РАО также обозначил необходимость сочетания количественных и качественных методов оценивания результатов обучения, не нарушая основные математические законы теории образовательных измерений, о возможностях адаптивного оценивания, эффективности и эффициентности педагогического контроля.
И.А. Сотова представила два доклада. В первом докладе «Значение дискурсивных практик в системе подготовки учителей русского языка и литературы», озвученном на заседании Отделения российской словесности РАО, Ирина Алексеевна раскрыла специфику одного из исследовательских проектов, осуществляемых Институтом гуманитарных наук ИвГУ, обозначила основные направления его реализации.
В докладе «Задача формирования научной лингвистической картины мира как познавательного компонента лингвистического мировоззрения», представленном на заседании Отделения общего и среднего образования РАО, Ирина Алексеевна совместно с аспирантом Д.С. Квашниной представили опыт осмысления задач формирования научной лингвистической картины мира школьников.
В рамках проектно-аналитического семинара РНЦ и ИЦ РАО «Развитие партнёрской сети РАО» свой совместный доклад «Наставничество: области эффективного взаимодействия с сетью региональных центров РАО» представили Фроленкова Ирина Юрьевна (руководитель Центра воспитания и развития личности РАО) и Прохорова Анна Александровна. В докладе освещались предметные области и примеры эффективного взаимодействия Центра воспитания и развития личности РАО с сетью региональных центров РАО. Анна Александровна выделила проблему недостаточности опыта и уровня квалификации наставников. «Молодые педагоги признаются, что не обращаются к наставникам, поскольку последние не являются образцом профессиональной деятельности. Они чаще обращаются к книгам-наставникам, чем к живым людям», – отметила Анна Александровна. В этой связи возникает целый ряд вопросов, связанных с тем, какие книги могут выступать в качестве наставников. А.А. Прохорова привела любопытную статистику, полученную в ходе проведения ИНЦ РАО Межвузовского мультилингвального фестиваля буктрейлеров «#PROЧТЕНИЕ: моя книга – мой наставник».
На итоговом заседании руководитель Центра развития образования РАО Екатерина Владимировна Уба подчеркнула вклад Ивановского научного центра РАО в общее дело – развитие российского образования.
Благодарственным письмом Президента Российской академии образования Ольги Юрьевны Васильевой отмечен руководитель Ивановского научного центра РАО – Алексей Александрович Малыгин.