Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Открытая лекция директора исследовательского института Гуандунского университета в ИвГУ

Открытая лекция директора исследовательского института Гуандунского университета в ИвГУ

25 февраля 2021 года в конференц-зале 6-го учебного корпуса ИвГУ прошла открытая лекция по теме «Политическое образование, или “философия-как-способ-жизни”». Приглашенный лектор — Базалук Олег Александрович, доктор философских наук, профессор, директор исследовательского института китайско-европейских исследований Гуандунского университета нефтехимических технологий (Китай, Маомин).

Модератором мероприятия выступил ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Комплексные ноосферные исследования», заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, доцент Смирнов Дмитрий Григорьевич. В качестве слушателей на лекции присутствовали студенты и аспиранты ИвГУ, изучающие дисциплины философского цикла, а также преподаватели кафедры философии.

Онлайн-встреча включала самостоятельных блока. Приветствуя участников, О.А. Базалук затронул актуальную в научных кругах тему sprachraumа — языкового (категориального) пространства, в котором живет и творит исследователь. Если раньше Sprachraum артикулировал специфику интеллектуального пространства той или иной философской традиции, то современный глобальный Sprachraum требует категориальной синхронизации используемых терминов и понятий. О.А. Базалук подчеркнул, что эвристический потенциал ноосферных исследований, осуществляемых ивановской школой философии сознания и ноосферы, будучи синхронизирован с единым американским и европейским языковым пространством, способен обогатить современную философию оригинальными идеями.

Основная часть онлайн-встречи была посвящена проблеме «политического образования» в историко-философской ретроспективе. Акцент был сделан на двух моделях практического философствования — Платона и Хайдеггера. Главная идея политического образования Платона была раскрыта через известную аллегорию пещеры, демонстрирующей, что трансцендентность и физический мир взаимосвязаны таком образом, что трансцендентность формообразует физическую реальность, а эйдои (эйдосы) обладают реальной формообразующей силой. По Платону, философы отличались от людей (демоса) тем, что их значимое присутствие определял масштаб преобразований в трансцендентности и физическом мире. Если люди подчинялись политии и жили по законам физического мира, то философы являлись источником мятежного состояния недовольства. Главным недостатком платоновского способа является то, что эффективность трансценденции-и-возвращения полностью зависит от качества умопостижения трансцендентности, т.е. от посредников между трансцендентностью и физической реальностью. Иными словами, платоновский способ выдвигает на первый план значимость философов, а не собственно философии. Возвращение «философии-как-способу-жизни» исходных платоновских смыслов О.А. Базалук связал с дискурсом, предложенным Хайдеггером, который доказал, что идея философии не является рукотворным продуктом, «создаваемым» философами. Философия сама по себе передает беспокойное и мятежное состояние недовольства в том, что происходит.

Лекция продолжалась около двух часов и касалась многих аспектов политического образования и философского знания. В финале мероприятия участники смогли задать вопросы и обменяться мнениями.

Для всех желающих доступна запись прямой трансляции.

Яндекс.Метрика