Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

«Тарковский. Контексты»: смотрим и обсуждаем «Сталкера»

«Тарковский. Контексты»: смотрим и обсуждаем «Сталкера»

Научно-образовательный и проектный центр «Тарковский. Контексты» приглашает на очередное заседание дискуссионной площадки «Приближаясь к Тарковскому» и приглашает к просмотру и обсуждению фильма «Сталкер» (1979).

«Сталкер» – советский фантастический фильм-притча режиссера Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их повести «Пикник на обочине».

Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. Фильм стал последней работой режиссера, снятой в СССР. Премьера состоялась 19 мая 1980 года. Фильм получил «Приз экуменического жюри» на Каннском кинофестивале 1980 года.

Тарковский о фильме:

Какова же главная тема, которая должна отчетливо прозвучать в фильме? Это тема достоинства человека, страдающего от отсутствия собственного достоинства. Дело в том, что когда наши герои отправляются в путешествие, то они намереваются добраться до того места, где исполняются сокровенные желания. А пока они идут, они вспоминают историю то ли реального человека по прозвищу Дикообраз, то ли легенду о нем, вспоминают о том, как он шел к заветному месту, чтобы попросить здоровья своему сыну. И дошел до него. А когда вернулся обратно, то обнаружил, что сын его по-прежнему болен, зато сам он стал несметно богат. Зона реализовала его действительное существо, действительное желание. И Дикообраз повесился.

В конце концов наши герои достигают цели. Но они доходят до этого места, так много пережив и переосмыслив в себе, что не решаются к нему приблизиться. Они поднялись до осознания той мысли, что нравственность их, скорее всего, несовершенна. И еще не находят в себе духовных сил, чтобы до конца поверить в самих себя.

Так кажется до последней сцены, когда в кафе, где они отдыхают после путешествия, появляется жена Сталкера, усталая, много пережившая женщина. Ее приход ставит героев фильма перед чем-то новым, необъяснимым и удивительным. Им трудно понять причины, по которым эта женщина, бесконечно много терпевшая от мужа, родившая от него больного ребенка, продолжает любить его с той же беззаветностью, с которой она полюбила его в дни своей юности. Ее любовь, ее преданность – это и есть то чудо, которое можно противопоставить неверию, опустошенности, цинизму, то есть всему тому, чем жили до сих пор герои фильма.

В этой картине я в первый раз постараюсь быть недвусмысленно определенным в определении той главной позитивной ценности, которой, как говорится, жив человек. В «Солярисе» речь шла о людях, затерянных в космосе и вынужденных, хотят они того или нет, добывать какой-то новый кусочек знания. Это как бы извне заданная человеку бесконечная устремленность к познанию по-своему очень драматична, ибо сопряжена с вечным беспокойством, лишениями, горем и разочарованиями – ведь конечная истина недостижима. К тому же человеку дана еще и совесть, заставляющая его мучиться, когда его действия не соответствуют законам нравственности, – значит, и наличие совести тоже в определенном смысле трагично.

Даже в «Зеркале», где речь шла о глубоких изначальных, непреходящих, вечных человеческим чувствах, эти чувства трансформировались в непонимание, недоумение героя, который не мог понять, почему ему дано вечно мучиться из-за них, мучиться из-за любви к близким. В «Сталкере» все должно быть договорено до конца – человеческая любовь и есть то чудо, которое способно противостоять любому сухому теоретизированию о безнадежности мира. Это чувство – наша общая и несомненная позитивная ценность. Это то, на что опирается человек, то, что ему дано навсегда.

В «Сталкере» фантастической можно назвать лишь исходную ситуацию. Эта ситуация удобна нам потому, что помогает наиболее выпукло и рельефно обозначить основной нравственный конфликт, волнующий нас в этом фильме. Внутри же самой ткани происходящего никакой фантастики не будет, видимо-реальной будет даже Зона. Всё должно происходить сейчас, как будто бы Зона уже существует где-то рядом с нами. Ведь Зона — это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек – зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее.

Цит. по: Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. С. 241–244. 

Каждый фильм не очень продуктивного русского режиссера Андрея Тарковского – событие. Их можно не посмотреть – но они наделены такой силой фантазии, что, посмотрев, от них нельзя отмахнуться. …Однако «Сталкер» вопреки всему, как я полагаю, никакая не пессимистическая история. Хотя освещение Тарковским кинематографического пейзажа еще более печально, тем не менее там, в полутьме, пульсирует убеждение о фантастических возможностях человека.

Замечательное событие, мимо которого нельзя пройти! Конечно, немного трудное и озадачивающее! Но не достаточно ли легко осваиваемых фильмов?

Хенсэрик Иертен

[Тарковский становится человеком, от которого не отмахнешься // Дагенс Нюхетер, 14.04 1981. С.1-2 /ЮКМ 4132/1248]

Ссылка для регистрации

Яндекс.Метрика