Научно-образовательный центр «Лаборатория коммуникативного поведения человека» под руководством проф. Ф.И. Карташковой занимается исследованием проблем речевого и невербального общения в коммуникативно-прагматическом, семиотико-культорологическом и гендерном аспектах на основе анализа текстов и видеорядов английского, немецкого и русского языков.
В работе центра принимают участие декан факультета РГФ, д.ф.н. Григорян А.А., зав. кафедрой германской и романской филологии, д.ф.н. Миловская Н.Д., преподаватели кафедры германской и романской филологии: д.ф.н., проф. Бабаева Р.И., к.ф.н., доцент Москалева С.И., к.ф.н., доцент Бороденков П.А., а также аспиранты и студенты кафедры; преподаватели кафедры английской филологии: к.ф.н., доц. Филатова Е.А., к.ф.н., доц. Егорова А.А., аспиранты Сибирякова М.А., Моравидж А.О., Смирнова Н.С., Белозерова А.В., Князева А.В. и студенты кафедры; зав. Кафедрой английского языка к.ф.н., доцент Вансяцкая Е.А., к.ф.н., доцент Куликова И.В., к.ф.н., доцент Маякина М.А. и молодые ученые ВУЗов города.
Актуальность исследований центра состоит в том, что проблемы вербального и невербального поведения человека долгое время рассматривались независимо друг от друга; вместе с тем, только изучение взаимодействия обеих составляющих коммуникации позволяет выявить специфику коммуникативного поведения человека в различных формах социального взаимодействия. Известно, что современная теория речевых жанров дала толчок исследованию различных форм социального взаимодействия человека в социуме. Однако в фокусе внимания ученых оставались лишь проблемы речевого общения, изучение невербального поведения человека в том или ином коммуникативном жанре остается малоисследованным. Вместе с тем, представляется, что рассмотрение речевого и невербального поведения человека позволяет проследить коммуникативные тактики и стратегии общающихся; выяснить их статусно-ролевые отношения, суть которых до конца еще не изучена. Что касается гендерного аспекта коммуникативного поведения человека, установлен ряд закономерностей феминного и маскулинного поведения.
В изучении речевого общения важную роль играет способы номинации коммуникантов, в том числе, и с целью воздействия на адресата, с учетом гендерных преференций, лингвистические способы создания комического в различных эпизодах речевого общения; определение набора наиболее продуктивных лингвистических средств, участвующих в организации различных коммуникативных жанров, фиксирующих интерактивное взаимодействие коммуникантов. Особое место занимает проблема описания коммуникативного поведения персонажа художественного текста и его адекватное понимания реципиентом.
Практически был не разработан вопрос детского коммуникативного поведения, в то же время изучение данного вопроса принципиально важно для решения задач психологии, педагогики и смежных наук.
В ходе работы НОЦ были установлены общие закономерности невербального поведения мальчиков и девочек, проведен сопоставительный анализ, изучена специфика невербальных действий при передаче эмоций.
Качество создаваемой научной продукции научного центра обеспечивается теоретическим фундаментом и современными лингвистическими методами исследования, соответствующим задачам проекта.
Результаты исследований были включены в образовательный процесс в имеющиеся и вновь разрабатываемые курсы дисциплин для студентов английского, немецкого и французского отделений факультета романо-германской филологии, при выполнении по данной тематике курсовых и дипломных (бакалаврских, магистерских) научных работ, аспирантских исследований, в написании учебных пособий для студентов факультета РГФ.
Участники НОЦ исследуют помимо вышеуказанных проблем, такие вопросы, как изучение лингвистических и прагмалингвистических особенностей немецкого языкового бытового анекдота, описание языковых единиц, кодирующих невербальное поведение человека, языковая репрезентация феномена маскировки эмоций человека, изучение вербального и невербального поведения человека в различных типах коммуникативных жанров, зафиксированных в художественном тексте и видеорядах и многие другие.