Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Будущее регионального путеводителя: кто, что, зачем?

Будущее регионального путеводителя: кто, что, зачем?

22 октября в конференц-зале 6-го корпуса ИвГУ состоялся Круглый стол «Какие путеводители нужны Иванову и области?».

Его организатором выступил Михаил Юрьевич Тимофеев, доктор философских наук, руководитель НОЦ ИвГУ «Городские и региональные исследования».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился врио ректора ИвГУ А.А. Малыгин. Он отметил, что тема Круглого стола связана с проблемой понимания миссии университета. «Мы должны и можем думать о том, как развивается пространство вокруг университета», – заявил руководитель ИвГУ.

Участниками встречи стали видные представители туристического и краеведческого сообществ региона, а также студенты, обучающиеся по направлению «Культурно-историческое проектирование» («молодые специалисты, которые будут развивать бренд Золотого кольца», по словам врио ректора). А.А. Малыгин также подчеркнул: «Нам есть что показать в Иванове и Ивановской области. Надеюсь, подрастающее поколение, услышав сегодня содержательные идеи, подхватит их и будет способно решать поставленные проблемы. Главной проблемой на сегодняшний день является человеческий ресурс, и университет должен всемерно поддерживать идеи молодых. При защите диплома нужно ориентироваться на заказ, который идет от профессионального сообщества, актуализирующего проблемы туризма в Ивановской области».

Открывая Круглый стол, М.Ю. Тимофеев заметил, что слово «путеводитель» можно трактовать широко, наглядно представил несколько «конечных продуктов» и указал на необходимость учитывать разные аудитории и для каждой применять разные жанры. В своем содержательном выступлении он выделил важнейшие аспекты проблемы:

1) необходимость работы над дизайном;

2) важность регулярного обновления контента;

3) взаимодействие внутри коллаборации Золотого кольца;

4) универсальность и спецификация путеводителей как взаимосвязанные аспекты (например, наличие общей карты места – и отдельной карты для паломников);

5) необходимость появления тематических путеводителей, путеводителей от отелей, а также появления гидов на иностранных языках (английском, французском и китайском – в этом может помочь, по его мнению, Институт гуманитарных наук ИвГУ);

6) презентация в путеводителях крупных культурных мероприятий, проходящих в регионе (фестиваль «Зеркало» и «Первая фабрика авангарда»);

7) ориентация на специфические запросы и аудитории (например, путеводитель для веганов);

8) создание локальных мини-путеводителей по отдельным населенным пунктам и городским локусам (например, Сортировка, Первый рабочий поселок и пр.);

9) необходимость учитывать запросы молодежной аудитории (дизайн, который будет ими читаться, цифровые путеводители и др.).

Заместитель председателя Комитета по культуре Администрации города Иваново  К.С. Колбашева рассказала о планах запустить акселератор, пригласив к сотрудничеству потенциальных инвесторов и использовав идеи в сфере digital, возникшие у студентов. Сотрудничать планируется с компанией Involta. «У нас есть опыт работы со студентами. Они очень креативны, предлагают такие идеи, которые нам даже в голову не приходили. С их помощью мы обязательно получим ряд проектов, которые можно реализовать. Акселератор поможет в этом».

М.Г. Денежкин, консультант Комитета по культуре Администрации города Иваново, куратор проекта «Прогулки по городу», отметил: «Важны не только текст, но и картинка, и дизайн. Мы живем в эпоху Инстаграма, но полиграфия всегда расходится “на ура”. Путеводитель – это не только краеведческий продукт, но и история про город. Хочется понимать, что мы живем в красивом, интересном городе, в котором есть куда пригласить девушку, которую вы хотите поразить».

Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Иванова» Ф.И. Каган повернул разговор в очень серьезное русло: «Туризм должен осознавать и нести серьезную социальную ответственность. Путеводитель должен быть проводником бренда локации, которую он представляет, чтобы человек понял, почему этот город интересен. Достопримечательности не выстраиваются в логические цепочки, это не просто “посмотрите направо”, “посмотрите налево”. Нужна концепция. Современный туризм имеет четкие концептуальные посылы, которые нельзя не учитывать при составлении путеводителя. Задача – продвигать образ, имидж города в массовое сознание». Отдельному осмыслению в выступлении Ф.И. Кагана подверглись такие ключевые понятия, как «культурный ландшафт», «гений места», «экскурсионный сторителлинг», а некоторые высказывания просто нельзя не процитировать: «Важна интонация путеводителя. Он может быть безупречен с точки зрения русского языка, но при этом останется всего лишь “навигатором” (“через 300 метров поверните направо”). Интонация должна быть такой, чтобы вы прониклись сознанием первых людей, которые пришли на это место»; «Семиотический подход необходим в экскурсионном деле, потому что культура насквозь семиотична и символична».

Наш гость из Ярославля, руководитель Центра инвестиционного и финансового сопровождения ЯрТПП М.В. Позднякова, в своем выступлении отметила, что почти во всех городах Золотого кольца есть молодежные путеводители, а новые идеи в этой области появляются именно в вузах. Потребности же многообразны – например, востребованы гастрономические карты аутентичных продуктов, которые можно попробовать только в этом регионе. Есть тенденция к созданию карт для людей с ОВЗ, для родителей с детьми. В качестве примера М.В. Позднякова привела ярославский проект «Золотой стандарт культуры гостеприимства», в котором участвует больше 100 объектов туриндустрии.

О.А. Алексеева, директор филиала МТС в Ивановской области, обратила внимание аудитории на то, что «сейчас многие не готовы перед поездкой искать бумажные путеводители, поэтому будущее за digital-путеводителями. Мы проводили опрос среди жителей в соцсетях, собирали городские легенды. Получился маршрут, который составили сами жители. Можно вставить наушники в уши и прогуляться по нему в любое удобное время, пользуясь приложением, которое актуально не только в этой ситуации. Представьте: МТС присылает человеку при въезде в регион сообщение, что есть такие путеводители. Аудиогид, на наш взгляд, самый удобный и простой формат с точки зрения массовости и привлечения молодежи. Мы с Involta будем продолжать это направление. Будем рады помощи в плане контента».

Другие выступающие акцентировали внимание на различных аспектах этой обширной проблематики: комплексном представлении контента (печатный буклет + электронный формат + стенды), адресности («для тех, кто не пользуется гаджетами, тоже должен быть свой продукт»), необходимости использовать «советский ресурс» (не надо бояться советского прошлого, достаточно придумать интересную форму подачи, например, комиксы или велопрогулки), важности ставки на молодежь, неисчерпаемом богатстве окраин и локальных объектов (мозаики, исторические вывески, наличники) – и многом другом. Мероприятие получилось чрезвычайно насыщенным и полезным, два часа пролетели как один миг. Будущее у путеводителей по нашему региону точно ожидается интересное!

В репортаже программы «Губерния» ТРК «Барс» – рассуждения экспертов о том, каким должен быть гид по городу трудовой доблести и славы, в котором есть почти все условия: рестораны, отели, достопримечательности, но не хватает грамотного и хорошего путеводителя.

Яндекс.Метрика