Вышло в свет новое, расширенное и исправленное, издание книги С.Л. Страшнова «Актуальные медиапонятия: опыт словаря сочетаемости» (второе издание) – уникального справочника для всех интересующихся журналистикой.
Так уж повелось, что студенты-журналисты чуть ли не в обязательном порядке начинают свои курсовые и квалификационные работы со словарных определений. В ход обычно идут тома Ожегова и Ушакова, иногда доходит до Даля. Конечно, толку от этого не много: тезаурусы не отражают профессиональной специфики, к тому же журналистский «сленг» никогда не стремился к буквальным значениям.
Думается, что намного полезнее для студентов (хотя ими не ограничивается целевая аудитория) были бы не толстые словари – а «Актуальные медиапонятия» профессора С.Л. Страшнова. В книге не только даются четкие формулировки несформулированному и / или противоречивому, но и содержатся сведения из истории и теории журналистики; автор делится нетривиальным взглядом на профессию, рекомендует литературу и источники. И всё это – без лекторского тона, не под диктовку – интересно. Небольшая по объему словарная статья (в авторском определении – эссе) вполне может дать студенту почти всё, что необходимо для теоретической главы курсовой, да и вообще для понимания темы.
Наука о журналистике часто далека от журналистики прикладной – повседневной. «Актуальные медиапонятия» этим не страдают, автор знает и чувствует чаяния профессии. Книга, безусловно, будет востребована практиками.
Дело в том, что те понятия, которые расшифровывает С.Л. Страшнов, давно вошли в обиход современных репортеров – в профессиональной речи они как маячки «свой-чужой». Но, подозреваю, далеко не всегда сами журналисты внятно осознают, что скрывается за словечками типа «квалоид», «инфотейнмент», «глокализация». А что такое авторская программа? Спросите об этом у тележурналистов, которые считают, что делают именно её. Сомневаюсь, что они смогут дать вразумительный ответ. «Актуальные медиапонятия» – книга для тех, кто хочет в профессии быть, а не казаться.
Учебник, наверняка, будет небезразличен и массовому читателю – в постиндустриальную эпоху медиапроцессы становятся судьбоносными, характеризуют (иллюстрируют) и общественные отношения. С.Л. Страшнов стремится установить причинно-следственные связи, проследить сложные корреляции между медиа и реальностью, исследует явления в развитии.
Единственное, что смущает в издании, – досадные опечатки в биографических сведениях. Место рождения С.Л. Страшнова – город Кохма Ивановской области (в книге – «Кахма»). Конечно, остроактуальный и прекрасно поданный материал иногда вызывает желание подискутировать, развить тему – но это, вероятно, то, чего автор и добивался.
Н.А. Голубев, канд.филол.наук, журналист
«Очень своевременная книга», – зубрили советские школьники хрестоматийный отзыв В.И. Ленина (кстати, одного из самых ярких политических публицистов эпохи) на роман М. Горького «Мать». Вождя, конечно, интересовала сугубо утилитарная вещь – сознательное приобщение рабочих к революционному движению, и произведение Горького давало здесь отличный эффект. Книга «Актуальные медиапонятия» – не роман (и слава Богу), поэтому ленинская фраза приложима к ней безо всякой иронии. Автор – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью – отлично знает, в чём именно «плавают» не только его студенты, но и многие практикующие журналисты, причем «плавают» не по причине собственной нерадивости, но в силу самой природы современных массмедиа – «зоны противоречий, области причудливых соединений».
Книге-словарю предпослано очень точное и информативное предисловие, объясняющее необходимость заявленного в заглавии подхода (обсуждение потенциала словарного термина, отслеживание его судьбы и наглядного воплощения), призванного «схватить» живую динамичность журналистской «теории» как принципов мониторинга переживаемой эпохи: «Несмотря на неуклонную регулярность выпусков, актуальность сообщений делает их несистематичными. То есть журналистика и предсказуема, и неожиданна – либо, наоборот: и хаотична, и стереотипна. Это резервуар информации сугубо прикладной, берущий содержание извне, <…> но и всеобъемлющий, наделяющий СМИ особенной влиятельностью; это источник представлений заведомо поверхностных, но и универсальных; сиюминутных, но и постоянных, существенно превышающих по своей плотности все иные наши контакты».
И действительно, современная социокультурная ситуация характеризуется значительной степенью раздробленности, фрагментарности, обилием трансформаций, размывающих устойчивые формы. Всё это, вкупе с чётким ощущением «постмодернизированности» мира, кажущегося всевластия медиареальности (торжество которой явно проявилось ещё во время «Войны в заливе» 1991 года и сейчас ярко демонстрируется в раздувании скандала вокруг фигуры Д. Трампа), препятствует четкому структурированию терминологического и проблемного поля науки о журналистике. Уже поэтому книга С.Л. Страшнова представляет значительный интерес: алфавитно-словарная форма сама по себе упорядочивает разнородный материал, но статьи построены по эссеистическому принципу. Подобный ход нужно признать удачным, так как он даёт автору возможность, не связывая себя формальными ограничениями, осветить сложные вопросы с разных сторон. Второе издание к тому же удачно дополнено новыми статьями и в целом уже тянет на небольшую энциклопедию, то есть прибавило и в солидности, и в охвате материала. Думаю, рано или поздно появится и третье – в этой сфере многое меняется достаточно быстро.
Очевиден дефицит в книгах, где доступно и понятно объяснялись бы студенту-журналисту достаточно сложные явления современной медиареальности. Поэтому первое издание книги С.Л. Страшнова в 2012 году не могло пройти незамеченным, и многие студенты использовали его как для самообразования, так и для учёбы. Хочется сказать спасибо автору за то, что он не оставил этот замысел, но, верный своему исследовательскому чутью, постарался «развить тему» (а квалификации для этого у него более чем достаточно).
К сожалению, в предисловие вкралось (не по вине автора) несколько досадных неточностей. Например, такие: «В новой редакции автор внес ряд исправлений в имеющиеся наименования» (на самом деле, в главы, а не в наименования); «изучают журналистику и медиа» (правильно – «изучают массмедиа»). Далее, эта книга (в первой своей редакции) была действительно седьмой, но после нее выходила и восьмая. Список рекомендуемой литературы к «Объяснительным за- меткам» дублирует то, что дано к первой статье, – «Авторская программа». И всё же подобные мелочи не могут испортить главного: пусть у каждого из нас в голове свой круг «медиапонятий» – тем ценнее появление надёжного ориентира в этой области, и нет никаких сомнений в актуальности и востребованности такого словаря.
Лакербай Д.Л.
https://ridero.ru/books/aktualnye_mediaponyatiya_opyt_slovarya_sochetaemosti/