Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

30 января исполняется 75 лет Татьяне Яковлевне Сенкевич

30 января исполняется 75 лет Татьяне Яковлевне Сенкевич

Дорогая Татьяна Яковлевна!

Безмерно рад возможности обратиться к Вам с поздравительным текстом, хотя бы потому, что Вы – с нами, Вы – в строю, Вы – пример для многих и многих ваших учеников. Для других этого было бы достаточно, но не для Вас. Воспользуюсь поводом, чтобы сказать Вам те слова, которые Вы заслужили своим подвижническим трудом на поприще математического образования и просвещения.

После окончания аспирантуры в 1974 году Вы приступили к научно-педагогической деятельности на кафедре математического анализа. Вам сразу был поручен курс математического анализа. Совсем непросто разработать оригинальный классический курс математического анализа, когда работают рядом такие блестящие профессора, как С.В. Смирнов и Е.П. Барановский. Но Вам это удалось: именно этот курс давал базовые знания для тысяч студентов, которые прошли обучение на математическом факультете за многие и многие годы.

К концу 1960-х годов в школьной математике возобладала общая тенденция формализации математического образования. К этому времени вышла серия книг под именем Бурбаки, которая имела целью создать полностью самодостаточную интерпретацию математики, основанную на теории множеств. Эти книги стали настольными для многих математиков, ведущих научную работу на самых актуальных направлениях развития математики.

К середине 1960-х годов руководство Министерства просвещения СССР пришло к заключению, что система преподавания математики в советской средней школе находится в глубоком кризисе и нуждается в реформах. Было признано, что в средней школе преподается лишь устарелая математика, а новейшие ее достижения не освещаются. Модернизация системы математического образования была поручена академику А.Н. Колмогорову, который играл в реформах руководящую роль. Под руководством Колмогорова разработаны программы, созданы новые неоднократно издававшиеся впоследствии учебники по математике для средней школы: учебник геометрии, учебник алгебры и основ анализа.

А.Н. Колмогоров был убежден, что математикой можно начать заниматься в самом молодом возрасте. До этого считалось, что, прежде чем приступить к научной работе, нужно изучить целую гору книг. Однако примеры Галуа, Абеля, Суслина и других совсем молодых ученых опровергали это представление. А.Н. Колмогоров разделил математическое творчество и знание математики. Во главу угла он поставил аксиоматическое построение математических дисциплин, позволяющее вводить строгие математические определения и доказательства. По мнению академика, это давало возможность начинать научные исследования в самом молодом возрасте, что блестяще продемонстрировали выпускники знаменитой колмогоровской школы-интерната МГУ.

Результаты этой деятельности академика были оценены неоднозначно и до сих продолжают вызывать много споров. В учительской среде появилось убеждение, что в школьной математике имеет место противоречие между необходимой строгостью математических доказательств и их понятностью. Этот взгляд на реформу школьной математики в очень жесткой форме выразил академик Л.С. Понтрягин. В 1980 году он опубликовал в журнале «Коммунист» статью «О математике и качестве ее преподавания», фактически прекратившую чрезмерную формализацию («бурбакизацию») школьной математики. Л.С. Понтрягин считал, что результат изучения математики в школе — это приобретение важнейших навыков вычислять, владеть геометрическими представлениями, то есть обучение конкретным приемам, важным для дальнейшей трудовой деятельности.

Л.С. Понтрягин привел пример того, «как не надо делать». После введения колмогоровских программ стало повсеместным употребление «множества» как основного понятия, через которое определяются другие. Например, геометрическая фигура определялась в учебниках как «множество точек». А так как в теории множеств два множества могут быть равными, лишь полностью совпадая, то слово «равенство» уже не применимо к двум различным треугольникам. Это слово заменяется другим, не свойственным русскому языку, термином «конгруэнтность». Этот термин никогда не употребляется в практике, поэтому возникал явный когнитивный диссонанс в умах учителей и школьников.

Приведу ещё один пример нововведения в преподавании математики. Было предложено математическое понятие уравнения свести к грамматическому понятию предложения с переменной, а точнее, к понятию предиката. В учебнике для четвертого класса можно было найти такой пример: «Река х впадает в Каспийское море». Далее разъясняется, что если вместо х подставить «Волга», то получится правильное утверждение, и, следовательно, «Волга» есть решение этого уравнения. Если же вместо х подставить «Днепр», то получится неверное утверждение, и потому «Днепр» не является решением этого уравнения.

Извините за длинное отступление, но эта история имеет прямое отношение к нашему замечательному юбиляру. Для сглаживания противоречий, для подготовки учителей, способных адаптировать школьников к новому подходу к преподаванию математики Министерство просвещения СССР рекомендовал педагогическим вузам разработать и ввести в учебные планы математических направлений курс «Научные основы школьного курса математики». Основная цель курса – дать возможность будущим учителям математики объединить разрозненные факты из различных математических дисциплин, привести их в систему на базе общих математических и логических идей, служащих основам школьной математики.

Эта трудная работа была поручена Вам, Татьяна Яковлевна. Таких учебных дисциплин не было раньше, Вам пришлось начать с чистого листа. Но Ваша математическая эрудиция, Ваше педагогическое мастерство разрабатывать учебные курсы и их методическое обеспечение смогли дать положительный результат. Курс был разработан и, как оказалось, стал авторским. Только Вы читали его для студентов нашего математического факультета, пока не изменились направления подготовки, и курс НОШКМ не исчез из учебных планов.

В 80–90-е годы ХХ века Вы возглавляли деятельность инновационной лаборатории математического образования в рамках функционирования учебно-научно-педагогического комплекса «Университет – лицей № 22». До сих пор Вы остаетесь авторитетным куратором работы методического объединения учителей математики, реализующего требования современных образовательных стандартов.

Под Вашим руководством на базе лицея № 22 сформировалась и развилась уникальная для нашего региона математическая лицейская школа. Вокруг Вас сформировалась группа талантливых учителей математики, которые готовили из учащихся лицея победителей и призеров математических олимпиад всех уровней, а также будущих студентов самых престижных университетов.

Кстати, замечу, что Вы были, как и А.Н. Колмогоров, сторонником раннего углубленного математического образования и что его следует давать уже учащимся младших классов. Именно поэтому Вы курировали и деятельность учителей начальной школы, обеспечивая необходимую преемственность в преподавании математики.

Ваше служение науке, математическому образованию, воспитанию студенчества вызывает восхищение! Кроме основной учебной работы на факультете, научной работы и ежедневного общения со студентами (трудно найти преподавателя, который знал бы всех своих студентов в лицо и по именам), Вы участвовали в подготовке и проведении математических олимпиад для школьников, подготовке и переподготовке учителей математики, постоянно работаете в профильных классах школ города Иваново. Когда началась реализация грандиозного государственного проекта под названием «Единый государственный экзамен», Вы были в числе первых лиц, которые начали эту работу в нашем регионе. Поистине Ваш труд можно назвать подвижничеством на благо нашей Родины!

Более 40 лет продолжалась Ваша активная научно-педагогическая деятельность в нашем университете. За это время Моисей превратил толпу рабов в нацию свободных людей, а Вы привили нескольким поколениям нашей молодежи начала научного знания, любовь к математике тем, кто стремился постичь тайны математического анализа, теории вероятностей, задач с параметрами и других загадок, открывающих пленительный мир математики, и дали образцы настоящего профессионализма, беззаветного служения своему делу.

Дорогая Татьяна Яковлевна, юбилеи приходят и уходят, не обращайте внимания на эти пустяки! Мы желаем Вам, прежде всего, доброго здоровья, благополучия Вам и Вашим родным и близким, новых творческих достижений в Вашей научной и педагогической деятельности и простого человеческого счастья! Желая Вам долголетия, скажу на иврите: «Ад меа ве эсрим!»

Зав.кафедрой фундаментальной математики, д.ф.-м.н., профессор Солон Б.Я.

Ректорат ИвГУ и коллектив Института МИТиЕН присоединяются к поздравлению и желают юбиляру доброго здоровья и благополучия!

Яндекс.Метрика