Образование – высшее:
Ивановский государственный университет, специальность – Русский язык и литература. Филолог. Преподаватель (1983 г.).
В 1990 году закончила аспирантуру при Ленинградском государственном университете и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – русский язык как иностранный по теме «Терминология уголовного права (лексико-семантический и функциональный аспекты)» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Ф.П. Сороколетов).
Научные интересы:
- Лингометодическое описание русского языка в аспекте РКИ
- Преподавание культуры речи юристам
- Проблемы тестирования по РКИ
- Семантические особенности бранной лексики русского языка
- Организация обучения иностранных учащихся
Стаж работы по специальности – 33 года
В настоящее время является:
- официальным представителем кафедры практического русского языка (как коллективного члена) в Российском обществе преподавателей русского языка и литературы;
- членом комиссии по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка при Управлении по вопросам миграции УМВД по Ивановской области;
- членом комиссии по международным связям при Совете ректоров Ивановской области.
Награды и достижения:
- Звание «Заслуженный работник образования Монголии», 2004
- Благодарности Главы города Иванова и Департамента образования Ивановской области, 2006
- Почетная грамота губернатора Ивановской области, 2006
- Медаль «50 лет ОБЩЕСТВА РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКОЙ ДРУЖБЫ», 2008
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2011
- Почетный работник образования Ивановской области, 2014
- Почетный работник высшего профессионального образования, 2015
Список основных публикаций:
- Семантические особенности юридических терминов (на материале терминологии уголовного права) // Лингвистические исследования: Сб. Ленинград, 1990.
- Термин как лексико-семантический вариант слова (на материале уголовного права) // Лингвистика - как она есть. Лингвистика – как она будет. Иваново, 1998.
- Бранные слова в лексической системе русского языка // Русский язык, литература и культура в современном обществе. Иваново, 2002.
- Курс «Русский язык и культура речи» в системе подготовки специалистов //Русское слово в мировой культуре: Материалы Х конгресса РОПРЯЛ. Санкт-Петербург, 2003.
- К вопросу о соотношении целей и содержания тестирования 1 сертификационного уровня // Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. Москва: РУДН, 2007.
- Проблемы преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» иностранным студентам в вузах России // Мир русского слова и русское слово в мире: ХI конгресс МАПРЯЛ. София, 2007.
- Роль и место включенного обучения в международных интеграционных процессах в образовании // Образование и общество в условиях глобализации: V Международная научная конференция. М.: МИЭМП, 2009.
- Довузовская подготовка иностранных граждан: программа гуманитарного профиля // Профессионально-направленное обучения русскому языку иностранных граждан. М: МАДИ, 2010.
- Бранные слова в русском языке // Русский язык и литература во времени и пространстве / Под ред. Вербицкой Л. А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е. Том 1. Шанхай:Изд. «Shanghai foreing language education press / 2011.
- Уровневый подход и тесты: задача обновления и совершенствования системы государственного тестирования по РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Сборник. Материалов III Конгресса РОПРЯЛ. – СПб., 2012.
- Специализация тестов в государственной системе ТРКИ как один из путей её развития // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Мат-лы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г.Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.) / Ред. кол. Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др.Т.10, СПб.: МАПРЯЛ, 2015. – С.364-367.
- Бранная лексика в русском языке //EUREKA:UNILAG:A Journasl of Humanistic Studies.Vol.4:2. April 2015 (Special Russian Edition).department of European Languages University of Lagos.Nigeria. P. 31-39.
- Проектирование дополнительных общеобразовательных программ для обеспечения подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных программ на русском языке // Русский язык как иностранный в современном образовательном пространстве: Материалы XII международной научно-практической конференции. Улан-Батор. 2016. С. 123-129 (в соавторстве с А.А. Малыгиным).
- Профессиональная речь в системе обучения РКИ в вузе // Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в российских университетах нефилологического профиля: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, СПбАСГУ, 2018. С. 102–106.
- Дисциплина «Профессиональная культура речи» в образовательных программах высшего образования // Языковая норма. Виды и проблемы: материалы V Международного педагогического форума. Сочи, 2018. С. 68–76.
- Ситуация приветствия в межкультурной коммуникации (русский и волофский языки) // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. Материалы национальной научно-практической конференции. В 2-х частях. Иваново, ИвГУ, 2019. С. 337–343. (Соавтор – Фалл А.Б.).