Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Прежде всего, позвольте поприветствовать участников Международной научно-практической конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Мир без границ – 2020» и поблагодарить организаторов за высочайший уровень подготовки данного мероприятия.
Мы ценим поддержку молодежных структур Правительства Ивановской области и Администрации города Иваново, на протяжении 20 лет принимающих активное участие в проведении международной конференции «Мир без границ» и Международного Дня студента, участником которых я был неоднократно. Очень важно, что в трудное время пандемии межвузовское сообщество, руководство Ивановского государственного университета, Администрация города и Правительство области нашли возможность в безопасной форме сохранить и развить традиции проведения этой ежегодной конференции.
Хотел бы сказать слова благодарности лично в адрес сопредседателя оргкомитета и председателя Комиссии по международным связям Совета ректоров вузов Ивановской области – Надежды Васильевны Усольцевой.
Дорогие друзья!
Сегодня мы собрались все вместе: эксперты в сфере образования, студенты, аспиранты и молодые ученые, чтобы поговорить об экспорте российского образования. Вот уже 80 лет Советский Союз и Россия готовят специалистов для зарубежных стран, и часто возникают вопросы: «Для чего мы это делаем? И почему мы готовим специалистов для зарубежных стран? И какую роль могут играть иностранные выпускники?». В эпоху глобальных перемен, когда изменяются политические и экономические модели человечества, важнейшую роль в укреплении международного сотрудничества, поверьте, играет именно образование.
Давайте вспомним, как развивался экспорт образования в мире.
Еще в 1950 г. по всему миру обучались 100 тыс. иностранных студентов. В 2000 г. – уже 1,8 млн. студентов. В 2010 г. это количество составляло 4 млн. человек, а в 2015 г. – 5 млн. человек. И сегодня, в 2020 году, количество иностранных студентов в мире приближается к 7 млн., а к 2030 г. это количество составит 8 млн. чел.
Советский Союз много внимания уделял экспорту образования и привлекал иностранных студентов. Такая стратегия позволила СССР даже в условиях Холодной войны приобрести огромное количество сторонников, я скажу больше – друзей. Потому что университет для каждого из нас – второй дом, и для всех выпускников советских (а затем и российских) вузов, Россия – вторая родина.
Давайте сравним цифры в динамике.
В 1968 г. и в США, и в СССР обучались по 100 тыс. иностранных студентов. В 1991 г., накануне распада СССР, в стране обучались 135 тыс. студентов, а в США 350 тыс. В 1995 г. в РФ – около 50 тыс., в США – 500 тыс. чел. В 2010 г. в РФ – 150 тыс., в США – около 700 тыс. иностранных студентов. Сегодня количество иностранных студентов в США составляет около 1 млн. А в России их всего около 300 тыс. студентов.
Однако, дорогие друзья, есть и другие цифры. Сегодня в мире более 1,5 млн. выпускников советских и российских вузов, и эта цифра растет. Среди них много известных представителей бизнеса, политики, науки и культуры. В 36 странах при содействии СССР были созданы 66 высших учебных заведений, а также 23 средних специальных учебных заведения и свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования. И это история успеха, согласитесь со мной, дорогие друзья!
Такая традиция нуждается в продолжении. Да, сегодня в образовательных учреждениях России учится около 300 тыс. иностранных студентов. К 2025 году эту цифру планируется увеличить до 400 тыс. и более, а количество зарубежных слушателей, онлайн-курсов российских образовательных организаций – до 3,5 млн.
Но что же сегодня и сейчас?
Я уверен, что расширение спектра международного образования под эгидой российских вузов и сегодня позволяет приобретать новых друзей, надежных и проверенных партнеров. Поэтому необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы расширять экспорт образовательных услуг, рассматривать образование в качестве инструмента «мягкой силы», в качестве канала общественной дипломатии.
Многие выпускники советских и российских вузов уже принимают активное участие в проектах общественной дипломатии. В качестве примера я назову Международный координационный совет выпускников учебных заведений «Инкорвуз». Как генеральный директор этой организации я могу заверить вас, уважаемые коллеги: выпускники вузов открыты к развитию сотрудничества с Россией. Они помнят, любят Россию и гордятся своими дипломами.
Говоря о конкретных вещах, я хотел бы предложить следующие ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ для развития экспорта российского образования:
Уважаемые коллеги! Нам есть, что показать миру. Большинство иностранных потребителей российских образовательных услуг – представители ближнего зарубежья, и их доля продолжает расти.
Что нам, прежде всего, необходимо? Это, безусловно, информация и пропаганда. Преимущества получения образования в России и на русском языке необходимо озвучивать как можно более четко и громко.
Как выпускник Университета нефти и газа, я могу заявить, что для России сегодня экспорт образования не менее важен, чем экспорт углеводородов.
Вся огромная армия высокопоставленных выпускников по всему миру и есть настоящий «золотой запас», настоящая конвертируемая валюта для России и стран бывшего Советского Союза. Этот капитал способствовал бы активизации и совершенствованию сотрудничества во всех областях: политической, торгово-экономической, социально-культурной. Реальная ситуация сегодня такова, что, к сожалению, этого не происходит, и мы с вами пока не конвертируем эту валюту. А стоило бы, согласитесь.
Большое всем спасибо, удачной работы конференции и успехов всем нам!
Кочофа Анисет Габриэль,
председатель оргкомитета конференции, экс-Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Бенин в РФ и странах СНГ, Верховный Комиссар Евразийской организации экономического сотрудничества по международному сотрудничеству, Генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI), член исполкома Международной федерации университетского спорта, основатель Ассоциации иностранных студентов в России