11 февраля отмечается Международный день женщин и девушек в науке (International Day of Women and Girls in Science). В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и оргaнизaции способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, продвижении науки и в других областях, связанных с развитием научных знаний.
Праздник достаточно молодой, но уже зарекомендовал себя как один из важных механизмов привлечения внимания к проблеме гендерного равенства. Надо отметить, что этот праздник не единственный: каждый второй вторник октября в мире отмечают также День достижений женщин в науке, технологиях, инженерии и математике (STEM).
Достижение качественных изменений в процессе вовлечения женщин и девочек в научную сферу представляется очень важным. В последние годы во всем мире существенно возросло количество ученых, увеличился объем научных публикаций, однако женщины еще недостаточно представлены в науке и технологиях. Согласно данным статистики, женщины составляют сегодня лишь 30 % всех исследователей в мире, в России этот показатель достигает 41 %. Почти 57 % студентов в России – женщины. В ряде наук, например, в естественных науках, преобладают мужчины. Но, даже если девушки получают образование в сфере науки и технологий, они гораздо реже остаются в ней, особенно в математике, физике и инженерии. Только каждая четвертая выпускница технических специальностей университетов устраивается работать по специальности.
Название праздника призвано актуализировать тему участия не только школьников-мальчиков, но и девочек в научных сообществах, кружках и других объединениях научного профиля (сейчас доля девочек заметно ниже). Исследования кафедры социологии и управления персоналом ИвГУ показывают, что в Ивановской области среди старшеклассников до сих пор распространены представления о «мужских» и «женских» профессиях. Девушки чаще выбирают гуманитарные и социальные профессии, юноши отдают предпочтение инженерным и технологическим специальностям, а также профессии военного. При этом 44,2 % девушек сомневаются в своих способностях к изучению науки и технических дисциплин. Поэтому самый главный вопрос – это вопрос мотивации девушек и женщин заниматься наукой и техническими дисциплинами, а впоследствии и карьерой в этой области. Нужна умнaя гендернaя политикa, прежде всего в университетском обрaзовании.
Ивановский государственный университет и, в частности, кафедра социологии и управления персоналом поддерживает идеи данного праздника: ученые кафедры занимаются гендерными исследованиями, издается научный журнал «Женщина в российском обществе», члены кафедры активно вовлечены в деятельность международной организации «Федерация женщин с университетским образованием», организуют конференции, круглые столы и открытые лекции. Сегодня студентки, магистрантки, аспирантки и молодые ученые ИвГУ сами расскажут о своих исследованиях и победах по хэштегу #ЖенщиныВнаукеИвгу, #ЖенщиныВнауке, #ДевушкиВнауке. Присоединяйтесь к нам!
Смирнова Инна Николаевна, заместитель заведующей кафедрой социологии и управления персоналом, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом