20 декабря в гибридном формате прошла встреча сотрудников ИНЦ РАО с молодыми педагогами Ивановской области для обмена опытом и повышения квалификации. Мероприятие было посвящено вопросам оказания помощи молодым педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инклюзивному образованию.
Участники предварительно отвечали на вопросы анкеты, и встреча началась с анализа результатов анкетирования. П.С. Баранова в своем обзоре обратила внимание на недостающие педагогические компетенции для работы в инклюзивном классе: овладение специальными методиками работы с детьми, имеющими различные виды нарушений; умение создавать или адаптировать учебные материалы для различных уровней развития и способностей детей; умение адаптировать учебный процесс к потребностям каждого ученика, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности; способность создавать разнообразные и интересные учебные ситуации, способствующие активному вовлечению всех учащихся в учебный процесс.
В обсуждении вопросов оказания помощи молодым педагогам ярким и эмоциональным было выступление К.С. Голубевой (ДСОЛ КД «Березовая роща»), поделившейся опытом преодоления трудностей, с которыми встречается начинающий педагог-психолог, работающий с детьми с ОВЗ. Ю.А. Чистова (МБДОУ «Детский сад №41») отметила, что важную роль в профессиональном становлении играет наставник. Интересными и вдохновляющими были выступления педагогов ОГКОУ «Тейковской коррекционной школы-интерната» Е.А. Уставщиковой и А.А. Сибриной, посвященные визуальной поддержке детей с расстройством аутистического спектра. Молодые педагоги продемонстрировали, как простые инструменты могут расширить возможности обучения детей с ОВЗ и стать мостом к инклюзивному образованию. Е.В. Силина познакомила молодых педагогов с опытом сопровождения инклюзивного образования в ИНЦ РАО.
В процессе обсуждения участниками круглого стола были обозначены условия, необходимые молодым педагогам для реализации практик инклюзивного и коррекционного образования: единый методический ресурс, гибкие педагогические модели работы, наставничество, укомплектованность штата образовательных учреждений педагогическими и непедагогическими работниками (тьюторами, нянями), поддержка идей инклюзивного образования всеми участниками (родителями, администрацией).
Перспективы развития инклюзивного образования молодые педагоги видят в обмене практическим опытом между коррекционной и инклюзивной системами образования, изменении отношения к инклюзивному образованию в обществе и в педагогическом сообществе.
Единодушным было намерение участников круглого стола продолжить сотрудничество, чтобы вместе сделать нашу работу эффективнее и комфортнее для наших учеников!
Фотографии Инны Хачатрян