Археологическая практика – неотъемлемая часть образовательного процесса для студентов-историков нашего университета. Эта уникальная возможность позволяет будущим специалистам освоить навыки полевого исследования, овладеть методами проведения раскопок, фиксации и анализа найденных артефактов.
С 3 по 16 июля 2025 года группа первокурсников стала частью Шуйской археологической экспедиции, которая с 2018 года проводит исследования Плёсской оборонительной крепости XV века, защищавшей восточные рубежи Московского княжества от татарских набегов.
На протяжении двух недель ребята жили в полевых условиях и отлично справлялись с работой. Помимо основной исследовательской деятельности, они приняли участие в проекте археологической школы для молодежи «АрхеоЮность», реализуемой при поддержке Росмолодёжь.Гранты. Поэтому практику дополнила обширная образовательная программа: встречи с Сергеем Владимировичем Шполянским, научным сотрудником отдела археологических памятников Государственного Исторического музея, и Алексеем Станиславовичем Лазаревым, археологом и руководителем научно-исследовательского отдела учреждения «Наследие» г. Костромы. Эти встречи позволили участникам ознакомиться с опытом экспертов и задать интересующие вопросы в личной беседе.
Еще одной яркой составляющей программы стала экскурсия в музейно-выставочный комплекс «Присутственные места». Ее провела Галина Викторовна Панченко, руководитель исторического отдела Плесского музея-заповедника. По завершении экскурсии ребятам представился шанс пообщаться лично с директором музея – Аллой Валерьевной Чаяновой, которая рассказала о возможности прохождения следующей практики именно в стенах этого музея.
Кроме лекций, были организованы разнообразные мастер-классы. Например, одним из значимых мероприятий стало занятие по изготовлению чувилек (свистулек в виде птицы) вместе с мастером – Юрием Владиславовичем Агаповым, который уже много лет, единственный в области занимается этим ремеслом.
Чтобы обучение было интересным и познавательным одновременно, проводились квесты и интерактивные игры, направленные на развитие интереса и активного взаимодействия между участниками. Таким образом, практика прошла продуктивно и интересно, оставив незабываемые впечатления и значительный багаж новых знаний и опыта для всех участников.
Грибкова София: «Практика прошла хорошо. Я подружилась с новыми коллегами, легко привыкла к работе на месте и узнала много нового, что пригодится мне в будущем».
Гузнов Владимир: «Археологическая практика подарила мне незабываемые впечатления. Для меня работа в раскопе была одновременно тяжелой и интересной. Почти каждый день приходилось бороться с жарой, но, несмотря на это, с немалым азартом прилагаешь усилия для того, чтобы найти исторический артефакт, который хранит в себе историю и помогает понять культуру и быт древних людей».
Мишина Мария: «Время на практику было хорошо организовано, задачи распределены между всеми. У нас было отличное общение с руководителем и между студентами, поэтому все понимали, что и когда делать. Большое спасибо организаторам и руководителям за возможность познакомиться с археологией, за помощь и доброе отношение к нам».
Никогосян Даниил: «Во время раскопок у меня с другими ребятами появлялся спортивный интерес в поиске исторических находок и во многом другом, мы всячески пытались посоревноваться друг с другом, что придавало нам бодрость во время работы. Конечно, приходилось прикладывать большие физические усилия, проявлять терпение и выносливость, так как эта работа далеко не самая простая, но мы смогли с ней справиться. Также хочу отметить замечательную атмосферу в лагере, особенно вечерние посиделки у костра, во время которых мы пели песни под классную игру на гитаре, это придавало нам заряд энергии на целый следующий день».
Субботина Екатерина, 1-й курс ОП «История».
Фотоотчет:
Работа в раскопе:






Мастер-класс:

Встреча с директором:

Музеи:




Лагерь:



