ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
ПН-ЧТ 8:30-17:00; ПТ 8:30-16:00
В День преподавателя высшей школы особенно приятно получать профессиональные и дружеские знаки поддержки. 19 ноября подарком для преподавателей кафедры НППО и магистрантов (44.04.02 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса) стала встреча с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области Светланой Александровной Протасевич.
Выпускница ИвГУ (1997, биолого-химический факультет биологического отделения), С. Протасевич всегда так или иначе была связана с образовательным процессом, в котором обучение и воспитание, психологическая поддержка и забота о детях и студентах ставились во главу угла. Светлана Александровна руководила семейным центром «Созвездие плюс», позже занимала должность руководителя центра инноваций и технологий ИФ РЭУ им. Плеханова, вела активную общественно-политическую деятельность, получила психологическое образование. Не секрет, что интерес к самопознанию, саморазвитию отличает энергичных, дисциплинированных, целеустремленных людей, а вкупе с пониманием глубинных психических процессов создает профессионала высокого класса. Проректор по молодежной политике и социальному развитию Никита Дмитриевич Сорокин отметил, насколько в современной социальной политике, общественной жизни возросла потребность в таких профессионалах и как важно студентам университета осознавать актуальные запросы среды, слышать мнение специалиста, видеть опыт его практической деятельности.
Магистранты, будущие педагоги-психологи и уже работающие, хорошо знакомы с профессиональным стандартом, в котором закреплены их трудовые функции. И одна из них – просветительская. Это еще больше сблизило интересы студентов и нашей гостьи, ведь Уполномоченный по правам ребенка при осуществлении своей деятельности имеет право на аналогичную «функцию»: проводить мероприятия, способствующие правовому просвещению граждан в области прав и законных интересов детей.
Тема защиты прав детей в сложных, критических, социально тревожных и опасных обстоятельствах стала ключевой для общения. Светлана Александровна привела ряд актуальных примеров из практики, показав, кто и каким образом реально может повлиять на благополучный исход ситуаций. Особый интерес вызвала тема социального институт медиации, комплекса психологических практик, дающих результат в крайне сложных ситуациях. Медиация – это особый вид переговоров, при котором посредник с нейтральной позицией помогает сторонам конфликта найти взаимоприемлемое решение. Светлана Александровна рассказала об эффективной работе медиаторов и ситуациях, где этот подход дает позитивные результаты.
Светлана Александровна по опыту работы в школе хорошо понимает, какие сложные ситуации встречают в теории и практике наши обучающиеся: психологическое насилие, нежелание понимать интересы ребенка, ученика, неизбежное эмоциональное выгорания многих сторон этого взаимодействия. Студенты получили подтверждение того, что понимание своей профессии и интерес к психологии определяют успех – и личностный, и карьерный. Поэтому не могли не задать Светлане Александровне такой вопрос: а каковы ваши личные способы самоподдержки, самовосстановления? На что Светлана Александровна ответила: медитация, осознанность, прогулки с собакой, плавание, спланированный отдых без гаджетов. Просто? Просто и эффективно, но «изобрести» свои способы самопомощи каждый должен сам.
Самые тревожные вопросы были связаны с депрессивным и суицидальным поведением современных детей и подростков. К сожалению, очевидный совет – следите не за поведением ребенка, а за изменениями в поведении – оказывается многие пропускают мимо. Это касается и учителей, и родителей. И это та реальность, с которой надо работать.
Для магистрантов, которые вовлечены в научные исследования вопросов образования, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса и в поиск практических решений, очень значимо взаимодействие с экспертом такого уровня, как С. Протасевич.
Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области очень надеется на то, что будущие педагоги-психологи станут поддержкой всем участникам образовательного процесса, будут стоять на страже защиты прав ребенка и, даже если уйдут в частную практику, найдут возможность помогать и на альтруистической основе.
Ольга Масленникова