13 июня в актовом зале 1-го учебного корпуса ИвГУ состоялась встреча педколлектива университета с депутатом Государственной Думы РФ Виктором Смирновым, членом Комитета Госдумы по просвещению.
Открывая встречу, ректор ИвГУ Алексей Малыгин отметил, что в связи с объявленными трансформациями высшего образования (уход из Болонской системы и др.) объективно возникает множество неопределенностей и вопросов, связанных с новой структурой и содержанием высшего образования, обновлением документной базы и форм отчетности, снижением бюрократической нагрузки на преподавателя, проблемами аккредитации и мониторинга, «цифровой составляющей» процесса образования. Здесь важна как «информация сверху», так и «обратная связь», позволяющая полноценно учесть мнение профессионального сообщества при выработке долгосрочной стратегии.
Виктор Владимирович также подчеркнул значимость этой «обратной связи» и призвал собравшихся активно высказывать свое мнение для формулировки предложений от вузовского коллектива, с которыми можно будет работать в Думе. Сегодня от педагогического и научно-педагогического сообщества идет большой запрос на сокращение бюрократической нагрузки, поэтому сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, который касается ограничения этой нагрузки.
В.В. Смирнов прояснил общую ситуацию: «Министерство науки и высшего образования представило перечень документов, которые будут являться обязательными для преподавателей вузов в случае принятия названного мной законопроекта. Этих документов два – рабочая программа дисциплины, модуля или рабочая программа практики и экзаменационная или зачетная ведомость», – но выразил сомнение, что наличие только этих двух документов как обязательных обеспечит управляемость образовательного процесса. И, как показало обсуждение, педколлектив ИвГУ согласен с нашим депутатом: совершенно необходим в качестве обязательного документа индивидуальный план / эффективный контракт преподавателя, регламентирующий все основные виды его деятельности, иначе она просто будет «не видна», что вызовет массу проблем и затруднений.
Другим острым вопросом является сама структура и связанное с ней содержание образовательного процесса. Как пояснил Виктор Владимирович, нельзя просто возвратиться к прежней системе – сама образовательная среда и запросы на рынке труда изменились – но характер трансформаций пока что дискуссионен. Необходимы усилия федеральных методических комиссий, результаты деятельности которых затем войдут в профессиональные стандарты, и уже на этой базе можно будет строить новую систему образования.
В.В. Смирнов высказался против чрезмерного навязывания студентам дистанционных технологий и электронных технологий обучения, тем более ИИ. Эти вопросы не урегулированы ни на экспертном (нет консенсуса), ни на нормативно-правовом уровнях: «Считаю, что вообще, как и всякая технология, она сначала, что называется, должна доказать свою состоятельность и только потом массово распространяться и тиражироваться. Изречение Ф. Энгельса из “Анти-Дюринга” о том, что “практика – критерий истины”, остается глубоко верным».
Продуктивным было также обсуждение вопроса о компетенциях в рабочих программах и в целом о сути компетентностного подхода в высшем образовании.
Благодарим нашего депутата за столь пристальное внимание к проблемам высшего образования, глубокое «погружение в тему», открытость профессиональным суждениям и готовность защищать интересы профессионального сообщества в высшем органе законодательной власти!