ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
ПН-ЧТ 8:30-17:00; ПТ 8:30-16:00
30 мая в конференц-зале 6-го корпуса ИвГУ состоялся Круглый стол по вопросам противодействия идеологии терроризма, формирования антитеррористического сознания у обучающихся и организации профилактической работы в образовательных организациях высшего образования.
Все собравшиеся прекрасно осознавали масштабность и злободневность задач, стоящих перед обществом в целом и вузами в частности, поэтому разговор получился очень насыщенным и конкретным. Модератор встречи, проректор по молодежной политике и социальному развитию ИвГУ Н.Д. Сорокин предложил присутствующим сразу после заслушивания докладов вносить свои предложения, замечания и пр., чтобы в итоге сформировать общий перечень действий и мероприятий, который будет рассмотрен Советом ректоров.
Открывая круглый стол, председатель Совета ректоров вузов Ивановской области, ректор ИвГУ А.А. Малыгин отметил, что тема противодействия терроризму и формирования антитеррористического сознания постоянно поднимается на государственном уровне и руководство вузов ведет работу в этом направлении, поэтому уже накоплен определенный опыт, которым стоит поделиться друг с другом. По предложению Антитеррористической комиссии при Губернаторе Ивановской области создается пул экспертов с различными компетенциями, которые могут дать экспертные оценки, мнения, заключения на возникающие в рамках данной темы вопросы. Круглый стол как раз и является важным мероприятием по реализации данного поручения.
Алексей Александрович представил собравшимся А.А. Аленкина, ответственного секретаря аппарата Антитеррористической комиссии Ивановской области – главного эксперта Губернатора Ивановской области аппарата Антитеррористической комиссии Ивановской области; П.А. Донецкого, заместителя начальника Департамента образования Ивановской области; М.В. Чебунина, главного консультанта аппарата Антитеррористической комиссии Ивановской области. На встрече также присутствовали эксперты от различных вузов региона.
Затем А.А. Малыгин ознакомил присутствующих с результатами социологического исследования, проведенного в мае 2023 года среди студентов ИвГУ. Согласно его результатам, наши студенты оценивают уровень террористической угрозы в регионе как более низкий, чем в среднем по стране; социальные и поведенческие установки в случае такой угрозы в целом сформированы (более 80 % опрошенных готовы и оказать помощь, и сообщить в спецслужбы); однако высок уровень социального страха (каждый четвертый ответил, что очень боится стать жертвой теракта). Очевидно, что нужны мероприятия, направленные на укрепление соответствующих социальных и поведенческих установок. Студенты высоко оценивают роль правоохранительных органов в предотвращении терактов и очень низко – роль СМИ (поскольку именно СМИ являются главным источником информации о подобных угрозах, то реальный уровень угрозы и ее освещение в СМИ различаются). Студенты отмечают высокую значимость профилактических мероприятий – от установки видеокамер до лекций и экскурсий. Не хватает, согласно опросу, новых форматов профилактической работы (например, мероприятий на родном языке для студентов-иностранцев). Ректор ИвГУ предложил расширить масштаб подобного исследования на все вузы.
А.А. Аленкин, предваряя свой доклад, сразу предложил сделать такое исследование регулярным и рассматривать также динамику формирования антитеррористического сознания от 1-го курса к 4-5-му (что и в какую сторону меняется). Далее он озвучил основные тезисы выступления заместителя руководителя аппарата – начальника управления «П» аппарата Национальной Антитеррористической комиссии А.П. Новикова, посвященного обширному спектру задач по мониторингу умонастроений молодежи и качественной профилактике манипулятивного воздействия и терроризма.
Н.Д. Сорокин познакомил собравшимся с уже накопленным опытом работы, которая ведется в нашем университете по формированию антитеррористического сознания у обучающихся. Эта задача входит в число важнейших в программе воспитательной деятельности ИвГУ, и в арсенале большой набор средств: информационные встречи, профилактические беседы, просмотры видеоматериалов, познавательные экскурсии – и др. ИвГУ активно развивает собственные форматы: так, например, 2 раза в год проходит месячник комплексной безопасности, в рамках которого обучающиеся вуза посещают правоохранительные учреждения, совершают экскурсии в их музеи, общаются с действующими сотрудниками и ветеранами, участвуют в тематических занятиях. Такая форма работы намного интересней учащимся, чем просто приход в вуз сотрудника правоохранительных органов. В ИвГУ всемерно поддерживается собственная активность студентов, направленная на настоящее патриотическое и духовно-нравственное воспитание (которое само по себе является лучшей профилактической мерой) – это и организация первичной ячейки ДОСААФ, и патриотический клуб «Я горжусь» – и др.
В.Ю. Дамбуева (доцент кафедры теории управления Ивановского филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук) в своем докладе провела глубокий анализ тех сторон молодежной психологии, которые делают ее уязвимой к манипулятивному воздействию агентов экстремизма и терроризма. Социальная и психическая мобильность молодежи, психологическая неустойчивость при значительной внутренней энергетике создают риски более острого проявления негативных форм самореализации, поэтому стратегические ориентиры профилактической работы в сфере противодействия экстремизму и терроризму должны быть смещены от реактивности к проактивности.
А.А. Газаева (зам. декана юридического факультета Ивановского филиала РАНХиГС, канд. юрид. наук) в своем выступлении озвучила практику межведомственного взаимодействия образовательных организаций со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
И.А. Ибрагим (зав. центром русистики и международного образования ИвГУ, канд. фил. наук) посвятила свое выступление опыту, накопленному ИвГУ в аспекте формирования адаптационной программы для иностранных обучающихся.
О.И. Годунов (и. о. зав. кафедрой административного права Ивановского филиала РАНХиГС, канд. юрид. наук) рассказал, какую роль играет образование как способ противодействия деструктивным социальным процессам.
На Круглом столе состоялся очень оживленный и насыщенный конкретикой экспертный обмен мнениями, предложениями и рекомендациями, которые позволили сформировать необходимые общие подходы к решению антитеррористической профилактической задачи государственной важности.