ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
ПН-ЧТ 8:30-17:00; ПТ 8:30-16:00
Опять учебная практика! Опять практика музейная! Особенностью практики этого года стали встречи с директорами и руководителями отделов посещаемых музеев.
Во время осмотра экспозиций студенты беседовали с сотрудниками, которые приоткрыли для них тайны подготовки экспозиций, разъяснили концептуальные задумки авторов, обратили внимание на методики проведения экскурсий, продемонстрировали приемы работы с разной аудиторией – то есть разговаривали с ними как с будущими коллегами, профессионалами.
Первая неделя работы прошла в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина и его отделах, которая началась встречей с директором. С.В. Конорев рассказал об особенностях современной научной и проектной деятельности, обратил внимание на уникальность коллекции, собранной Д.Г. Бурылиным, упомянул о важном событии прошлого года – начале реставрации зданий (особняков Д.Г. Бурылина), в которых расположены отделы современного музея, в первую очередь, Музея Ивановского ситца, который хорошо знают не только в нашей стране; обратил внимание на сложности процесса реставрации, требующего редкого профессионализма и, конечно, на высокую стоимость проводимых работ.
Вторая неделя для многих ознаменовалась поездками в музеи региона, успешно осуществляющие проектную деятельность, в том числе благодаря грантовой и иной финансовой поддержке. Студенты увидели экспозиции музеев города Юрьевца (обновленную – в музее режиссера А.А. Тарковского), узнали подробности создания художественно-документального проекта к 90-летию Мастера «Тарковский, Поиск Дома». Именно этим двум проектам посвящено издание, на презентации которого студенты – участники юрьевецких проектов – рассказали руководству и гостям ИвГУ о своих открытиях (музыка, голос режиссера, устные истории юрьевчан и др.). Оценивая полученный опыт, Елизавета Бологова (4-й курс) подчеркнула, что главное в полученном опыте – умение работать в команде, совместная творческая деятельность, необходимая людям, которые высоко оценили ее результаты.
Для большинства студентов, приехавших в Юрьевец, стало открытием творчество архитекторов братьев Весниных, знаменитых уроженцев города. Заинтересовали планы музейщиков по развитию этого музея; среди будущих событий – организация фестиваля молодых архитекторов и др. Об этом и другом говорили на встрече с директором «Музеев города Юрьевца» Е.А. Силкиной. Именно она обратила внимание на важность многопрофильной подготовки будущих специалистов, на их готовность к работе (почти одновременно) в разных отделах, на такое качество экскурсоводов, как умение понять аудиторию и выстроить с ней соответствующий диалог во время встречи. Руководитель культурного Центра А.А. Тарковского Э.Р. Аксенова подчеркнула важность многолетнего сотрудничества Музея с профессорским и студенческим университетским сообществом, что гарантирует музею серьезные научно-исследовательские основания создаваемых проектов (например, на материалах «Архива Тарковского»), а ученым дает уникальную возможность представить результаты работы в публичном пространстве (от разработки концепции выставки до ее архитектуры).
Яркие впечатления оставила поездка в удивительный город Плес с Домом-музеем Левитана, единственным в стране Музеем пейзажа, знакомство с принципиально новой экспозицией в музее «Присутственные места». Но самое главное – все музеи представила директор Музея-заповедника А.В. Чаянова. Завершилось путешествие логично – беседой студентов с директором о кадровой политике, факторах финансовой стабильности музея. Разговор об успешных проектах 2023-го, юбилейного для музея, года (М. Ростропович, В. Васильев, продолжение сотрудничества с Третьяковской галереей, научная конференция и т.п.) перешел в рассказ об уникальных коммуникативных и других человеческих качествах людей «ближнего круга» директора, их умении выстроить отношения с самыми известными художниками, музыкантами, режиссерами и др., создать вокруг музея главное – круг его друзей. В период ограничений Музей научился (и об этом трудном, но чрезвычайно полезном опыте также говорила А.В. Чаянова) работать с индивидуальным посетителем, который неслучайно приехал в Плёс.
Завершилась эта насыщенная удивительными встречами неделя в Доме-музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах. Директор А.А. Полякова и научный сотрудник Е. Шведова – профессионалы, умеющие создавать в пространстве музея резонансные «культурные события» и тем самым формировать «круг своих» – постоянных посетителей музея и интересных творческих участников музейной деятельности.
Лучшие музеи региона показали студентам, как можно достойно выполнять миссию не только сохранения культурного наследия, но и создания уникальных экспозиций, интересных культурных событий, внедрения новых практик работы с посетителями и многого другого, что позволило им сделать вывод о важной роли Музея в развитии территорий.
Показательны отклики студентов.
Скютта Александр: «Лично для меня как человека, который большую часть жизни жил в другой области, было невероятно информативно побывать в ряде городов Ивановской области. Уверен, что знания, которые нам принесла практика, пригодятся в будущей профессии».
Дубиничев Александр: «Прошедшая музейная практика, безусловно, может стать импульсом для будущей карьеры, ведь она помогла расширить наше представление о музейной и проектной деятельности. На протяжении двух недель мы увидели большое количество музеев, сравнили их деятельность, качество экспозиций, проектную работу, их инклюзивность, разбирали основы музейного дела на действующих примерах ведущих музеев региона, перенимали опыт специалистов и узнавали о хитростях и уловках создания экспозиций или составления экскурсий, работы с посетителями.
Выездная часть дала возможность сравнить работу музеев не только в центре региона, но и в малых городах; мы увидели примеры проектов высококлассного уровня, которые стали итогом труда, усилий музейных сотрудников, волонтеров и горожан. Мы знакомились с культурой посещаемых городов, учились видеть их социокультурные проблемы, пробовали искать пути их решения, в том числе с помощью музеев».
Затуло Елизавета: «За две недели практики мы смогли изучить основы музейной работы и сайты музеев области, которые популярно доносят информацию об истории организации, услугах, проводимых мероприятиях, и смогли проанализировать качество работы сайтов, на личном опыте изучить культурные проекты, найти преимущества и недостатки действующих музеев и предложить свои варианты решения, изучили работу сайтов и социальных сетей учреждений, прошли профориентацию. Теперь мы способны реализовывать себя, осуществлять командное взаимодействие, проводить популяризацию исторического знания в образовательных организациях и публичной среде, осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности».
Рогозина Светлана: «Это была интересная практика. Уверена, студенты, оставшиеся в архивах, завидовали нам, повидавшим Юрьевец и Плес. Всего за две недели я, наконец, поняла, что есть на самом деле музей, чем он занимается, какая у музеев сегодня проектная деятельность, что может ждать в будущем и музей, и меня. Данная практика помогла нам и в формировании наших будущих профессиональных компетенций, таких как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде и способность осуществлять популяризацию исторического знания в образовательных организациях и публичной среде».