13 октября в 16:00 в «Точке кипения – ИвГУ» прошла встреча с коллекционером, краеведом и предпринимателем, создателем двух частных музеев в Калининграде – «Altes Haus» и «Дом китобоя» – Александром Быченко. На встрече присутствовали представители ивановского – городского и областного – музейного сообщества и студенты направления «Культурно-историческое проектирование».
Наш гость был не один, а, что называется, «сам-друг», т.е. с партнером по бизнесу, она же супруга Наталья, и очень интересный рассказ о своих проектах они («две единицы менеджмента») вели вместе. Модератор встречи профессор М.Ю. Тимофеев представил Александра и Наталью не просто как музейных специалистов и предпринимателей, но как людей, разрабатывающих позиционирование своего города на уровне поиска региональной идентичности, как специалистов-практиков по изучению и реинтерпретации советской повседневности и бытовой культуры в антропологическом и социокультурном ракурсах.
Оказывается, реконструкция и реинтерпретация прошлого могут начаться случайно – из-за большого ремонта, вынудившего переехать «по знакомству» на съемную квартиру – аутентичный слепок «продвинутого советского быта» довоенного и военного времени (так что каждый посетитель произносил, переступая порог: «О, да у вас как в музее!»). Оказывается, «антикварный дух» настолько заразителен, что не дает покоя, порождает и духовные, и коммерческие намерения без ущерба друг другу, причем представления о смысле и назначении начавшейся деятельности могут меняться вместе с ее развитием. Например, когда вы не знаете, что за «штуковина» у вас хранится, а ваши посетители вдруг его опознают и объясняют, что это и для чего использовалось (гипотетический «орехокол» оборачивается аптечным прибором для обжимания пробок), вы и сами начинаете смотреть на всё другими глазами. Оказывается, с каждым новым шагом на этом пути для не разучившегося удивляться человека возникает новая перспектива, новое знание – и сам мир былого, полузабытый и полупонятный мир материальной культуры ушедших поколений восстает и для того, чтобы полнее и богаче высветились наши собственные корни и наше настоящее. Человек, его квартира, привычный дом, знакомая улица, родной город – становятся другими. Становятся МЕСТОМ ЖИЗНИ, средоточием связности всего человеческого.
Потом приходят гранты, полезные контакты, известность, и личный проект оказывается «точкой роста» нового антропологического измерения нашего общего бытия, тем самым неостановимым человеческим «самопроектированием» в поисках осмысленной социокультурной идентичности, без которой, собственно, рискует бесследно исчезнуть и сам человек.