Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Встреча с Личностью как «живым кодом культуры»

Встреча с Личностью как «живым кодом культуры»

21 апреля в 12:00 в актовом зале 1-го корпуса (объявленное ранее пространство «Точки кипения – ИвГУ» явно не могло вместить всех желающих) перед большой студенческой и преподавательской аудиторией выступил Юрий Павлович Вяземский – писатель, философ, телеведущий, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО.

Главный повод выступления значился как мини-лекция «Три типа познания» (научное, художественное, религиозное) – однако общение с творческой личностью такого масштаба всегда превращается в проблемный полилог и «театр одного актера» – одновременно, поскольку аудиторию обычно больше интересует сама подобная Личность, нежели любая из проводимых ею идей. И данный подход оправдан – ко взаимному удовольствию гостя и зала – потому что Личность и есть тот волшебный кристалл, через который мы наблюдаем эти идеи воочию.

Модератор встречи, завкафедрой философии Д.Г. Смирнов попытался задать «серьезное» направление разговора с вопроса о том, считает ли наш гость себя интеллигентом, но недвусмысленный ответ («Нет. Считаю, что интеллигенты погубили мое Отечество в 1917!») вынудил перевести беседу в иную плоскость. Тем не менее тема эта не была забыта и позже «всплыла» в другом вопросе – с явным подтекстом (и ссылкой на Стругацких), имеет ли право интеллигенция как «интеллектуальная элита» (в том числе и «нонконформистская») представлять некую «лучшую» часть человечества. Ю.П. Вяземский напомнил чеховские слова («Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую») и сказал о подлинном интеллектуализме, который не забывает о сократовской максиме («Я знаю, что я ничего не знаю») и необходимости видеть свою гордыню и бороться с ней.

Но большая часть присутствующих интересовалась совсем другим – и, отвечая на ее запросы, Ю.П. Вяземский, что называется, «в лицах» и весьма юмористично рассказывал о том, как рождалась знаменитая программа «Умники и умницы», как сам пытался выбрать актерскую профессию (по примеры сестры, актрисы Евгении Симоновой) и на вступительных испытаниях «доставал» своим упорством сидящего в жюри В. Этуша. Аудитория дружно взрывалась аплодисментами на мгновенные филологические остроты; наш гость-полиглот играючи переходил с русского на английский, немецкий и французский, комментировал «иностранные» надписи на майках сидящих, читал монолог короля Лира на языке оригинала, чем вызвал восхищение директора ИГН С.А. Маник, тут же пригласившей его на Шекспировские чтения.

А завершилась встреча опять очень серьезным вопросом студента о роли религии в жизни человека, хорошо знакомого с другими способами познания мира. Предельно серьезным был и ответ: в молодости мы весьма критичны к религии, затем ситуация начинает меняться по понятным причинам; упорно повторяющий мантру «я атеист», скорее всего, превратил это в некий аналог веры; религия – изначальный культурный код человека, отличающий нас от животных. Впрочем – улыбнемся! – и журналистика у Вяземского оказалась не «второй древнейшей» профессией, а первой, поскольку первым журналистом был «именователь вещей» Адам (и даже история с Евой приключилась чуть позже)!

Конечно, от желающих сфотографироваться «с самим Ю.П. Вяземским» не было отбоя, но в этой, такой обычной для нашей шоу-эпохи, суете виделось и нечто важное: люди тянутся не только к популярным шоуменам, но и к настоящим мыслителям и просветителям, неравнодушным ко всему в жизни, что имеет отношение к разуму, добру, красоте, творчеству. А общество будущего начинается сегодня, и важно, кто именно его строит. Вот почему так необходимо нам общение прежде всего с теми, кто может служить интеллектуальным, нравственным, гуманистическим примером.

Яндекс.Метрика