Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Разговор о современной визуальности в «Лаборатории смыслов»

Разговор о современной визуальности в «Лаборатории смыслов»

28 марта в «Точке кипения – ИвГУ» гостем «Лаборатории смыслов» стала лауреат премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства 2018 года, вице-президент Фонда «Артель. Палех», кандидат философских наук Людмила Кривцова.

Встреча продолжалась около 2 часов в формате чрезвычайно насыщенного смыслами полилога. Людмила Кривцова – профессиональный художник, имеющий опыт изобразительного искусства («я чувствую как художник») и расширивший его в сферу многогранной аналитики творчества и в смежные области визуальных искусств.

Разговор шел о языке изобразительного искусства, смысле(ах) фотографии, особенностях визуального восприятия, специфике картины мира фотографа, ее эстетических основаниях, культуре и искусстве как барометрах времени и социальности, дизайне интерьеров – и многом другом.

Отвечая на напрашивающийся вопрос о роли философии в творческом саморазвитии, заданный модератором встречи, д-ром филос. наук Д.Г. Смирновым, Л. Кривцова подчеркнула, что философский подход означает актуализацию направленной рефлексии по поводу создания художественных миров, это может и мешать («на интуитивном уровне художники многое понимают, но не могут сформулировать – а теоретический подход способен ограничить интуитивную свободу»). Нынешняя многоканальная визуальность довлеет над человеком, она вышла далеко за пределы сферы творчества в области повседневную и прикладную, в миры рекламы и разнообразных манипуляций, приобрела инструментальный характер – хотя и творчество живо. Есть огромная область прикладного искусства, чему свидетельство деятельность модельеров одежды, дизайнеров – и здесь тоже множество глубинных тенденций, например, изменяющееся представление об анатомии человека, отражающееся в самой конструкции одежды, а это уже антропологические вопросы.

Практически любой конкретный пример выводил заинтересованную аудиторию к масштабной дискуссии – о смыслах трансформаций и их опасностях для цивилизации, о прекрасном и безобразном – и т.д. Аудитория с интересом пыталась «снимать смысловые слои» с представленных фотографий – художественные для зрителей, для самой Л. Кривцовой (как она пояснила чуть позже) они представляли собой учебные задания студентам, и было очень занимательно сопоставлять различные интерпретационные стратегии.

Много поднималось прикладных вопросов, связанных с дизайном интерьеров (почему, например, не приживаются в России многие европейские тренды), «эстетикой глобальной кофейни» (одинаковость заимствованного), национальными смыслами эстетического – и др.

А в самом конце состоялось награждение студентов дипломами за высокие результаты в «Лабораторной работе ИвГУ» в рамках «Дня российской науки 2022».

Яндекс.Метрика