Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
8 (800) 222-56-86 (Приемная комиссия), +7 (4932) 32-62-10 (Ректорат)

Приближаясь к Тарковскому

Приближаясь к Тарковскому

22 февраля в «Точке кипения» ИвГУ открылась дискуссионная площадка «Приближаясь к Тарковскому», посвященная кинематографу и культурной истории XX века. Инициатором и организатором выступил научно-образовательный и проектный центр «Тарковский. Контексты» под руководством профессора кафедры философии Елены Михайловны Раскатовой.

Проект открылся просмотром и обсуждением фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962), который Жан-Поль Сартр назвал одним из самых потрясающих фильмов, им увиденных. Фильм (получивший главный приз – «Золотой лев» – на кинофестивале в Венеции 1962 года) – не только о героях Великой Отечественной войны. Он позволяет пережить трагедию как главного героя – мальчика-разведчика, так и каждого человека, чья система жизненных ценностей столкнулась с разрушающей машиной войны.

Кто сегодня будет смотреть фильмы Тарковского? С длинными, неподвижными планами, страдающими и мечущимися героями, красивыми, но странными женщинами, глубокомысленными и непонятными монологами… Прошлый век… Откровенно устаревшая техника, приемы, доведенные до автоматизма в современном кино… Даже научные конференции сегодня провозглашают «Модернизм после Тарковского», а ироничные критики, немного смущаясь, называют «тарковщиной» попытки современного авторского кино соответствовать стилистике и образности великого режиссера. Но что-то мешает согласиться с вердиктом «Тарковский устарел», который сегодня нередко выносится даже ценителями режиссерского кинематографа.

Акира Куросава, который был значительно старше, считал Тарковского «режиссером будущего» и, может быть, именно как представитель японской школы смог наиболее близко подойти к пониманию тайны его гения. «Тарковский молчит, никогда ничего не объясняя…», – это и сегодня, как и 50 лет тому назад, производит совершенно магическое воздействие на зрителя, умеющего видеть и слышать. Всегда кажется, что за этим молчанием спрятан смысл, постигнув который, ты сможешь объяснить себе какие-то основополагающие законы жизни… Молчание в фильмах Тарковского органично сплавляется и с густой живописностью практически каждого кадра, и с монологами героев, которые говорят с тобой и для тебя, но смыслы их слов тоже нужно разгадывать... Наш современник Ларс фон Триер так определил не имеющую жизни во времени особенность кинематографа Тарковского: «Когда создается впечатление, что этот фильм ниоткуда, что он не мог быть сделан здесь, на земле, вот тогда это действительно потрясающе…».

Следуя за великими современными режиссерами – Бергманом, Вендерсом, Триером – мы также хотели бы вместе с Вами сделать «маленькие большие», но свои шаги, приближаясь к Тарковскому.

Миловзорова М.А., Раскатова Е.М.

Яндекс.Метрика