Закончилась педагогическая практика студентов 4 курса. В этот раз историки работали в 13 школах города Иванова и Ивановской области. Вели уроки истории с 5 по 11 класс. В качестве внеклассного мероприятия прочитали лекцию от общества «Знание» и вернулись в университет полные впечатлений, расставшись с иллюзиями и готовые к новым испытаниям. Приводим несколько выдержек из отчетов студентов и характеристик от учителей по итогам производственной практики, педагогической у студентов 4 курса образовательной программы «История», 46.03.01 История.
Алова Александра, студентка, место практики «Лицей Исток», г. Иваново:
«Педагогическая практика помогла мне получить ценный опыт, а также позволила узнать о трудностях работы учителя. Они касались в первую очередь большой ответственности в правильном отборе материала и детальном планировании занятия, поскольку чрезмерное внимание к мелким деталям могло отнять много времени, а вопрос одного из учащихся мог повернуть ход рассуждения всего урока в другое направление».
Шилова С.А., заместитель директора по УВР, учитель истории МБОУ «Подвязновская средняя школа», Ивановский район:
«Примечательно, что студентка проявила инициативу и организовала внеклассное мероприятие на тему «Доблесть и бесстрашие: герои прошлого и настоящего», которое вызвало большой интерес и положительные отзывы у учащихся. Мероприятие было тщательно подготовлено и проведено на высоком уровне, способствовало расширению кругозора учеников и формированию патриотических чувств. Оно продемонстрировало организаторские способности Валерии Алексеевны и ее умение заинтересовать учеников историческими темами вне рамок учебной программы».
Ларчиков Данил, студент, место практики Южская средняя школа:
«Кроме того, мне очень помогала та мысль, что я прохожу практику в стенах той школы, которую я окончил некоторое время назад. Преподавательский состав был мне знаком и во всём поддерживал, особенно учитель истории и моя классная руководительница времён школы. Хоть я и не собираюсь работать учителем после окончания обучения в университете, время практики было для меня увлекательным.
Успех уроков, как я считаю, мог зависеть от знаний, которые мне удалось запомнить во время прохождения обучения на 3 курсе университета, где темы 9 класса были раскрыты в полной мере.
В целом, можно сказать, что я доволен пройденной практикой. Меня всё устраивало, учителей всё устраивало, а самое главное ученики остались довольны».
Никонова Есения, студентка, место практики «Лицей Исток», г. Иваново:
«Период педагогической практики стал для меня не просто этапом обучения, а настоящим испытанием. Я поняла, что быть учителем – это не просто передавать знания, это ещё и уметь чувствовать детей, их настроение, понимать, в чём у них возникают сложности, что им больше нравится. Я поняла, что важно их поддерживать и вдохновлять, мотивировать. Оказывается, это им очень помогает.
Особенно запомнились моменты, когда дети показывали заинтересованность в уроке, когда задавали вопросы или даже шутили по теме урока. Я поняла, что многим из них нравятся красивые презентации: когда я показывала собор Святой Софии в Константинополе, то услышала от детей возгласы «Вау!». В целом, могу сказать, что работа учителя требует стойкости, выносливости, терпения, а главное – любви к детям».
Альбова Н.Ю., учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №22»:
«Проведённые уроки показали, что студентка старается формировать в процессе обучения предмету у обучающихся не только систему знаний по предмету, но и основы нравственного поведения. В ходе педагогической деятельности показала и уровень сформированности организаторских умений. Студентка использует психолого-педагогические знания для индивидуализации обучения, владеет коммуникативными умениями. Формирует у обучающихся ответственное отношение к учению, выдвигает требования, соответствующие особенностям различных групп обучающихся».
Хабибулина Валерия, студентка, место практики МБОУ «СШ №20»:
«Уникальной возможностью стала необходимость в течение полутора недель полностью заменить заболевшего преподавателя. Этот интенсивный период позволил мне по-настоящему погрузиться в профессию, ощутить всю полноту ответственности учителя и выработать навыки оперативного планирования и адаптации учебного материала.
Особую ценность представляет тот опыт, который я получила, работая с разными возрастными группами. За время практики мне удалось провести уроки во всех параллелях среднего звена (с 5 по 9 классы, по 3 класса в каждой). Это позволило на практике увидеть и проанализировать возрастные психологические особенности учащихся. Если пятиклассники очень активны, непосредственны и требуют постоянного вовлечения через игровые формы, то ученики 9-х классов проявляют большую осознанность, их интерес основан на понимании практической значимости знаний, особенно в преддверии экзаменов. Атмосфера, уровень дисциплины и вовлеченность в каждом классе были совершенно разными, что научило меня гибко менять подходы и методы ведения урока».
Выражаем искреннюю благодарность администрации и педагогическому составу школ, которые стали базами практики для студентов – историков.