Инклюзия стала одной из ведущих тенденцией развития системы образования – ведь, занимаясь этим вопросом сегодня, мы строим фундамент для инклюзивного общества будущего. В современных условиях становится все более актуальным вопрос максимальной адаптации людей с ОВЗ, и даже не просто адаптации, а полного вовлечения и включения «особенного человека» в жизнь общества при помощи новых программ в сфере образования, культуры и искусства.
В конце прошлой неделе в Кирове на базе Вятского государственного университета состоялся Всероссийский форум инклюзивного высшего образования «Инклюзивная культура: от методологии к «коробочным решениям». Особое место в теоретической части мероприятия занимала тема «Формирование инклюзивной культуры». Как было отмечено, «формирование инклюзивной культуры – это особая экосистема, ментальные изменения каждого человека». Готовы ли мы с вами в сфере образования, культуры и просто в быту к инклюзии? Конечно, главная готовность – это личностная. В любом учреждении социальных сфер мы должны в первую очередь создать условия не только в области «доступной среды», но и в части готовности окружающих нормотипичных людей. В человеке с ОВЗ мы должны увидеть прежде всего личность. И особую роль в этом вопросе приобретает политика учреждения и, конечно, люди. Именно они являются центральными фигурами в процессе инклюзии. Например, в сфере образования прежде всего самому педагогу важно принять ученика с особенностями развития, понять его потребности, нужды. Немаловажный факт: не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими.
На Форуме обсуждалось создание инклюзивной среды в высших учебных заведениях в рамках не только образовательного процесса, но и культурно-досугового направления. Рассказывает доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Л.А. Калмыкова, представлявшая на Форуме наш университет, его опыт в реализации программ и проектов в сфере инклюзии:
«Главная акцент форума – на практической работе. Были сформированы группы, и началось моделирование инклюзивных практик по направлениям. Так как я испытываю профессиональный интерес к организации дополнительного образования, то моей целью было попасть именно в эту команду. Идея оказалась очень интересной, и за отведенное время в группе было сформировано сразу две «коробки» – дополнительные программы, одна из которых была предложена непосредственно слабовидящим человеком: “Развитие коммуникативности в современном мире. Повышение конкурентности лиц с инвалидностью на рынке труда”. Именно за счет данного образовательного продукта можно достичь развития самого инвалида как личности и закрепить знак успешности с точки зрения психологического уровня развития, перерастающего в новые навыки и профессиональные качества.
Моделирование инклюзивных практик второго дня привело меня в группу по направлению “Поддержка молодежных инициатив студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья”. И это не случайно: еще студенткой я начала обдумывать идеи мероприятий, направленных на развитие творческой способностей людей с ОВЗ. Судьба свела меня с человеком, которому я пообещала заняться этой темой, развивать это направление. В Комиссии по молодежной политике и патриотическому воспитанию первого созыва Общественной палаты Ивановской области я инициировала проведение форума для людей с ОВЗ “Уникальные люди”, который вырос в большой Всероссийский форум-фестиваль, и в этом году проект "Уникальные люди" уже решает амбициозные задачи по развитию образовательного направления. Именно практика совместной работы Ивановского государственного университета и НКО “Атлант” с учреждениями культуры региона заинтересовала многих. А некоторым вузам нашей страны “Уникальные люди” дали толчок для создания своих проектов.
Впереди, как мне кажется, новый этап развития инклюзивной культуры в нашем регионе. Ведь сейчас самое главное – подготовить педагогические кадры и программы для развития инклюзивного образования в регионе. Студентов-первокурсников ИвГУ ожидает реализация большого модуля в рамках ОП “Образование в области хореографии”, и такого в образовательных программах других вузов и колледжей нет. Уже в рамках вводного семинара я поняла, что ребятам интересна эта тема, и современная молодежь будет воспитана в обществе с инклюзивной культурой.
Я благодарна коллегам из Кирова и Вятского государственного университета за продуктивный форум, его насыщенную культурно-досуговую составляющую и организационные моменты. А мы приглашаем всех на инклюзивный форум-фестиваль "Уникальные люди"! Следите за новостями в группе и смотрите трансляции!»