21 октября в «Точке кипения – ИвГУ» состоялась информационная встреча Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области Татьяны Петровны Океанской со студентами-психологами (направление «Психолого-педагогическое образование»). Во встрече также участвовала старший преподаватель кафедры НППО Надежда Владимировна Моторина.
Как настоящий педагог (и филолог по образованию) Татьяна Петровна сразу установила режим «интерактивного общения», попросив студентов рассказать, что они знают о сфере деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Первая задача Уполномоченного, как подчеркнула наша гостья, – это не составление отчетов «наверх» и выступления в СМИ, а немедленная реакция на любое нарушение прав ребенка и деятельность по восстановлению этих прав. Отсюда и огромный объем работы сотрудников аппарата Уполномоченного и ее самой – реагировать приходится на сотни и тысячи самых разных обращений и разрешать очень сложные ситуации (Татьяна Петровна привела выразительные примеры). При этом Уполномоченный не имеет юридических, административных и иных прав прямо воздействовать на ситуацию – он прежде всего посредник между участниками конфликта, между конфликтующими сторонами и органами власти. Его задача – постоянный мониторинг ситуации в общем и в деталях, «сигнализация» о нарушениях прав, аналитика причин этих нарушений (нарушение – частный случай или «системный сбой»?) и доведение нужной информации до всех сторон (ведь, например, в каждой профессиональной области – свое законодательство, и порой нарушения возникают из-за их нестыковки).
Было задано немало вопросов, в том числе относительно сложной ситуации в школах (жалоб родителей учащихся на учителей, буллинга и т.п.), на которые были получены обстоятельные ответы. А затем Татьяна Петровна обратилась к студентам-психологам с просьбой помочь работе Детского общественного совета при Уполномоченном и провести масштабный мониторинг на уровне муниципалитетов на тему имеющегося у молодого поколения пространства для досуга («Как представляют себе школьники свое реальное пространство для досуга в месте их проживания?»). Предпочтительной технологией сбора такой информации является фокус-группа – и с презентацией на эту тему для студентов выступила Н.В. Моторина, подробно объяснив отличие данной технологии от других и ее преимущества.
Встреча, безусловно, получилась интересной и полезной для обеих сторон – и к тому же открывающей для студентов новое поле деятельности. Благодарим Татьяну Петровну и Надежду Владимировну (обе, кстати, – наши выпускницы) за организацию и проведение мероприятия!
Фото: Валиев Александр