В московском издательстве «Флинта» вышла книга Сергея Леонидовича Страшнова (1952–2022) «Русская поэзия 1917 – 1991 годов и массовое сознание». Работу над рукописью профессор отделения журналистики, рекламы и связей с общественностью ИвГУ закончил незадолго до своей кончины. О новой книге и личности ее автора – большая публикация в последнем номере газеты «Рабочий Край».
Ученик и коллега С.Л. Страшнова – профессор кафедры отечественной филологии ИвГУ Н.В. Капустин – рассказывает читателям газеты: «Как и другие литературоведческие работы Сергея Леонидовича, она [новая книга] о поэзии, но взятой в особом развороте, вроде бы, на первый взгляд, в несвойственных ей отношениях с массовым сознанием. Массовым в самом широком истолковании, включающем повседневное, досуговое, массовую культуру, официальное мышление и другие измерения советской ментальности, – вот тот контекст, который стал почвой для новых прочтений стихотворений и выдающихся, и менее крупных поэтов Известный литературовед, автор внутренней рецензии И.Н. Сухих точно заметил, что внимание здесь сосредоточено не на поэтической элите (О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова), которая доминирует в литературоведении с конца 1980-х, а на тех, кто “ближе к повседневности” и подчас полузабыт. Отсюда, в частности, повышенный интерес к Я. Смелякову, автору не только знакомых большинству по “Операции “Ыˮ…” строк “Хорошая девушка Лида // На улице Южной живет…”, но и, например, выросшего из массовой культуры, популярнейшего в свое время стихотворения “Любка” (“Посредине лета // высыхают губы. // Отойдем в сторонку, // сядем на диван. // Вспомним, погорюем, // сядем, моя Люба, // сядем, посмеемся, // Любка Фейгельман!”).
Не обойдены вниманием и поэты-фронтовики (С. Гудзенко, А. Межиров, Б. Слуцкий, Е. Винокуров и др.), массовая песня, “эстрадная” поэзия, творчество В. Высоцкого… Хронологические границы (1917–1991) не случайны. Сам автор объясняет это тем, что во второй половине 80-х апелляция к “большим общностям” сходит на нет, намечаются процессы замыкания стихотворцев на себе, приходит иная поэтическая эпоха. Но думается, что, помимо научных обоснований, охваченный Сергеем Леонидовичем период соприроден ему самому, выросшему в советское время, с детских кохомских лет знакомому и с эстетикой дворовой песни, и с народными слухами и толками, и с усвоенным массами советским официозом… Получается, что последняя книга Страшнова – возвращение к тому, чем жила страна и к себе прежнему, заново пережившему то, что было дорого, что читалось и слушалось».
Публикация в «Рабочем крае» вышла в канун 70-летия со дня рождения С.Л. Страшнова и рассказывает о знаковых событиях его жизни, основных научных работах.