Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Круглый стол «Проблемы межкультурной коммуникации в образовательном процессе в эпоху цифровизации»

28 апреля 2021 г. на базе Института гуманитарных наук состоялся круглый стол на тему «Проблемы межкультурной коммуникации в образовательном процессе в эпоху цифровизации» в рамках Международного научно-практического фестиваля «Научно-исследовательская деятельность в классическом университете». Организатором выступила кафедра иностранных языков. Круглый стол собрал преподавателей английского, немецкого и французского языков, которые обсудили вопросы, связанные с преподаванием иностранных языков на неязыковых специальностях подготовки в рамках межкультурной коммуникации.

Большой интерес вызвал доклад Директора Гуманитарного института ИГХТУ, д.ф.н., профессора Н.К. Ивановой, посвященный визуализации учебного материала при преподавании английского языка дистанционно (нейролингвистические и дидактические аспекты). Многие докладчики: Е.А. Вансяцкая (ИвГУ), К.А. Врыганова (ИГХТУ), В.В. Ганина (ИГХТУ), Н.Г. Лаврентьева (ИвГУ), С.Л. Фокина (ИвГУ), В.Н. Четверикова (ИвГУ) – отметили в своих выступлениях все более возрастающую роль цифровых платформ, таких как Quizlet, Google Talk to Books, Canva, Padlet.com, которые наиболее активно стали использоваться в период пандемии, хотя и до 2020 г. многие преподаватели иностранных языков активно использовали их в своей работе. М.В. Избицкая и А.Ю. Благовестный (ИГХТУ) рассказали о таком новом формате подачи информации в интернете, как Digital stories. Записанное студентами выступление в рамках научного дискурса объемом 3–5 минут обязательно содержит визуальные средства (инфографику, фото, видео). Выступающие отметили, что такие инструменты позволяют как работать с начинающими изучать язык, так и изучать специальную лексику на более продвинутой ступени обучения, поддерживать интерес к изучению иностранного языка с помощью новых технологий. Из доклада А.Ю. Цымбал (ИвГУ) преподаватели узнали о том, что в России существуют свои специальные сервисы (например, engListening.ru, Top-Notch English, fenenglish.org), которые преподаватель может успешно использовать на занятиях по обучению аудированию, чтению и говорению на уровне бакалавриата.

Е.А. Костина (ИГХТУ) рассказала о применении как на занятиях, так и в рамках внеклассной работы такого формата, как Quest. Это разновидность игры, в которой необходимо решить цепь логических задач (ребусов, загадок, головоломок на английском языке). Такая форма работы учит студентов работать в команде, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. При этом выступающие С.И. Москалева, Т.М. Трофименко (ИвГУ) отметили важность соблюдения как преподавателем, так и студентом цифрового этикета. Нельзя не отметить, что преподаватели используют не только дистанционные методы обучения студентов. О важности соблюдения такого баланса говорили в своих выступлениях М.В. Зимина и Е.Е. Конюхова (ИвГУ), а также Е.А. Филатова (КГУ им. К.Э. Циолковского).

Дискуссия развернулась вокруг доклада доцента Т.А. Тагановой «Цифровая образовательная среда – новые вызовы или новые возможности?». Докладчик отметила новые тренды, которые представлены в Манифесте о цифровой образовательной среде, разработанном некоммерческим проектом Edutainme. Многие из представленных постулатов являются спорными, а некоторые – условно достижимыми.

Всё это заставило участников задуматься о том, как сделать образование более привлекательным для студентов, которые не представляют свою жизнь без цифровых технологий.