Проект кафедры НППО «Зубры отечественной психологии», который инициировали профессор В.И. Назаров и доцент С.А. Корнев, продолжает радовать открытиями. 13 ноября желанным гостем и экспертом проекта стала Нелли Черноволова – выпускница юридического факультета Ивановского государственного университета (2010).
Зав. кафедрой НППО, к.п.н. Сергей Владимирович Кузьмин, представляя коллегам и студентам гостью, обратил внимание слушателей на то, что данная встреча особая – потому что ориентирует не столько на академические достижения в области психологии, сколько на практический опыт использования знаний этой прекрасной науки в любой профессиональной области деятельности. Именно это и подтвердила Нелли Владимировна, предложив симбиоз юриспруденции и психологии – ее выступление так и называлось: «Психология в юридической практике как путь к профессиональному совершенству».
Нелли Черноволова – аттестованный брокер по недвижимости, проводит сделки по купле и продаже объектов в Москве и Подмосковье, сотрудничает с агентствами недвижимости в ОАЭ, Китае, Беларуси. И свои профессиональные успехи напрямую связывает с пристальным интересом к психологии вообще и психологии общения в частности. Нелли Владимировна рассказала, что впервые осознала важность психологических знаний, когда устраивалась на свою первую работу в строительную компанию. Собеседование Нелли прошла успешно, за что по сей день благодарна помощи профессора, д-ра психол. наук Владимира Ивановича Назарова, который бы проректором ИвГУ: именно он подготовил тогдашнюю третьекурсницу к серьезному собеседованию.
Чем же объясняется необходимость психологии общения в юридической практике? На это, по мнению, Нелли Владимировны есть три причины. Первая: эффективная коммуникация (точно и убедительно доносить свои мысли до клиентов и коллег – ключевой навык для успешного ведения дел и построения профессиональных отношений). Вторая: понимание мотивов (знание психологии позволяет лучше понять мотивы и поведение всех участников сделки). Третья: управление стрессом (психологические навыки позволяют справляться с эмоциональным напряжением и поддерживать высокую работоспособность).
Можно ли повысить результативность деятельности с помощью прикладной психологии? Да, уверена Нелли Черноволова, поскольку в этом случае улучшается качество ведения переговоров: новые техники переговоров позволяют достигать более выгодных условий для клиентов и находить взаимоприемлемые решения в сложных ситуациях. Психология общения позволяет более полно выявить потребности человека. А в итоге улучшается работа с клиентами в целом – взаимодействие строится на доверительной основе, а это неизбежно повышает уровень удовлетворенности сторон и рост рекомендаций: «Довольный клиент приведет четверых, а недовольный – уведет семерых».
Каким образом можно найти подтверждение значимости психологии в юридической практике? Нелли Владимировна убеждена: «Успешное разрешение конфликтов, применение психологических техник медиации позволило мне закрыть несколько сложных сделок, осложненных семейными конфликтами. Невероятно важно, что медиация в таких случаях позволяет н доводить дело до суда, избежать потери времени, денег и минимизировать стресс. Положительные отзывы клиентов увеличили количество рекомендаций. А применение техник “эмоционального интеллекта” помогло мне лучше справляться со стрессовыми ситуациями и повысить общую эффективность работы».
Каковы же ключевые разделы психологии для юристов? Нелли Черноволова называет три ключевых области: когнитивная психология (понимание процессов мышления, памяти и принятия решений улучшает работу с информацией и аргументацией); эмоциональный интеллект (распознавание своих и чужих эмоций, управление ими критически важно для взаимодействия с клиентами); психология переговоров (стратегии и тактики ведения переговоров – залог более выгодных условий для своих клиентов).
На вопрос, какие методы повышения уровня знаний в области психологии использует сама Нелли Черновол, слушатели получили такой ответ: 1. Самообразование (регулярное чтение профессиональной литературы, научных статей и исследований); 2. Онлайн-курсы (психология для юристов на образовательных платформах); 3. Тренинги и семинары (развитие навыков коммуникации, ведения переговоров и управления конфликтами); 4. Практика и рефлексия (активное применение в практике полученных знаний с последующим анализом результатов и корректировок подходов)
Встреча с экспертом завершилась вопросами: слушателей живо интересовала работа на аутсорсе, практики медиации, практики самопрезентации, саморефлексии, успехи и неудачи профессионального пути.
О саморефлексии: «Думаю над своим имиджем, дресс-кодом, речью, ищу новые продуктивные подходы к работе. Должна ли я себе нравиться, когда иду предлагать услуги брокера? Да, несомненно. Клиенты это чувствуют, во многом мне помогла книга “Продай или продадут тебя”, очень полезное чтение.
Острый вопрос: как сочетаются искренность и манипуляции в техниках продаж? «Для меня важен баланс во всем, а интересы клиента – на первом месте. Но в моей системе координат важна ориентация на искренность, порядочность, помощь, я не иду на сделки с совестью».
А еще Нелли Владимировна на примере своей цифровой визитки объяснила, как использовать инструмент самопрезентации, чтобы заинтересованным сторонам стало понятно: кто я, чем я отличаюсь от других, какие у меня ценности, какая цель.
И, как выяснили участники встречи – у Нелли Владимировны и ее ивановских слушателей ценности и смыслы сходятся: человеку нужен человек, и мы можем улучшать жизнь людей благодаря знанию психологии и возможностям своих профессий.
«Спасибо, что выслушали мою точку зрения, мою историю. А студентам хочу сказать: у вас время возможностей!»